|
|||
|
"Морской старт" ("Sea Launch")
Под таким названием была создана корпорация по запуску спутников с акватории мирового океана. В это акционерное общество вошли американцы ( фирма Боинг ), Россия ( корпорация "Энергия" им. С. П. Королева), Украина и Норвегия . Норвежцы предоставили свою плавучую платформу, которая добывала нефть со дна моря ( фирмы Кварнер ). Эту платформу отвезли в Выборг , в филиал корпорации "Энергия" и там переделали под плавучий космодром. Затем ее переправили в Лонг Бич (штат Калифорния) . После специальной подготовки этот плавучий космодром приплывает на 137- ой градус западной долготы, на экватор Тихого океана. Туда же прибывает шотландский теплоход, переделанный в ракетовоз ("Sea Launch Commander"). С него устанавливается на платформу ракета - носитель, состоящая из двухступенчатой украинской ракеты "Зенит - морской старт" и одноступенчатого российского разгонного блока ДМ. Выстреливается ракета в восточном направлении, чтобы максимально использовать линейную скорость (около 500 м/c), обусловленную вращением Земли. При этом ракета-носитель, менее мощная, чем носитель "Протон", выводит на орбиту почти такую же полезную нагрузку ("Протон" запускается с Байконура, а там начальная скорость гораздо меньшая). Однако помимо этого преимущества есть у данного комплекса и недостаток. Платформа под действием течений и ветра испытывает линейный дрейф и угловые колебания. Линейный дрейф приходится отрабатывать с помощью ходовых двигателей с использованием информации от аппаратуры спутниковой навигации, так чтобы удерживать платформу в расчетной точке старта. Хуже обстоит дело с начальной выставкой гироскопической платформы системы управления ракеты в горизонт и, особенно в азимут стрельбы. Приходится очень долго обрабатывать акселерометрическую информацию и фильтровать ее. И все равно точность прицеливания в азимуте получается намного худшей, чем при наземном старте. Ссылки:
|