Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Немецкие разработки крылатых и зенитных ракет

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

В Пенемюнде действительно и всерьез работали над другой крылатой ракетой большой размерности. В декабре 1944 года Красная Армия с востока, а союзники с запада готовы были вторгнуться на территорию Германии. Поражение фашистов было предрешено. Тем не менее упрямые пенемюндовцы 27 декабря осуществляют старт крылатой модели А9 под шифром А-4b . Пуск был неудачный. Теперь нам легко объяснить причины неудач. Они были неизбежны - знаний и опыта для реализации такого проекта еще не было. Над ним начали работать с храбростью незнания. Время реализации таких проектов еще не подошло, тем более, что в Пенемюнде работать над ним было уже поздно. Стоило только взглянуть на карту военной обстановки. И тем не менее... В 1944 году Дорнбергер решил объединить в Пенемюнде разбросанные по разным ведомствам и фирмам разработки ЗУР, автоматически управляемых зенитных ракет ПВО . Боевое применение ракет ПВО планировалось начать еще в 1942-1943 годах. Для обеспечения пусков, управления и контроля использовались существовавшие тогда типы радаров - "Бурунд", "Ганза", "Брабант", "Персифаль", "Лоэнгрин". Проект стартовых позиций имел шифр "Везувий". Каждая батарея ЗУРов "Вассерфаль" состояла из одного радара и четырех стартовых установок. Утопический план защиты Германии предлагал иметь 870 батарей "Вассерфаль" и 1300 батарей "Шметтерлинк". Удивительно, как абсолютно нереальное желаемое выдавалось за возможное! В нереальных планах производства кроме того предусматривалось к середине 1945 года выпускать ни много ни мало - два миллиона штук "Тайфунов" в месяц. "Тайфун" разрабатывался в последний год войны для борьбы с крупными бомбардировочными соединениями союзников. Это была самая маленькая из жидкостных ракет. Длина всего 1,9 м, диаметр 10 см. Двигатель развивал тягу 500 кг, сообщая снаряду весом всего 9 кг скорость, вчетверо превосходящую скорость звука! Запуск "Тайфунов" предполагалось производить залпами с установки, имеющей 46 направляющих. Здесь явно сказалось влияние нашей "катюши". Но двигатель "Тайфуна" доведен не был. А техникой пороховых ракет немцы так и не овладели. В отличие от нас и союзников, немцы поняли, что нет более эффективного средства борьбы с самолетами, чем управляемая ракета, способная развивать сверхзвуковую скорость. "Вассерфаль" мог быть создан и раньше, но ему уделялось мало внимания - доминировала доктрина возмездия и ориентации на классические средства ПВО.

"Вассерфаль" требовал очень больших затрат. Считалось, что с восьми стартовых позиций батарея отразит налет эскадрильи бомбардировщиков 35 ракетами. "Шметгерлинк" - ракета ПВО фирмы "Хеншеля" , но испытания велись в Пенемюнде. Была еще в разработке "Рейнтохтер" - двухступенчатая пороховая ракета фирмы "Рейнметалл-Борзиг", но она обладала только дозвуковой скоростью.

ЗУР "Энциан" была разработана на основе ракетного истребителя Me-163 в исследовательском центре в Оберхаммергау. Всего летало 38 аппаратов. Использовался двигатель "Вальтера" тягой 1,5 т и пороховые стартовые ускорители " Рейнметалл-Борзиг". "Энциан" - еще один пример переноса научно-технических идей через любые преграды сверхсекретности даже во время войны.

Развивая идеи радионаведения самолета БИ-1 , мы с Романом Поповым и Або Кадышевичем в начале 1944 года пришли к мысли сделать этот самолет управляемым автоматически. Попов и Кадышевич работали над использованием для этой цели новейшего американского радиолокатора, а я пытался создать небольшой коллектив для разработки автопилота. Работа оказалась гораздо более трудоемкой, чем это представлялось в начале пути, когда интересная идея увлекает изобретателей в мясорубку проблем. Прекращение работ по БИ-1, практическое устранение опасности немецких бомбардировок и затем трагическая гибель Попова остановили дальнейшие работы.

Немцы прекратили аналогичные работы потому, что идеи "Вассерфаля" были более разумными. Разработка ЗУР "Вассерфаль" зашла дальше остальных. На эту работу были отвлечены большие силы специалистов по системам управления, ибо задача "попасть в самолет" оказалась куда сложнее стрельбы ракетами А-4 "по площадям". Для отработки системы управления "Вассерфаля" ее аппаратуру установили на А-4 и осуществили экспериментальный пуск в марте 1944 года. Пуск производился с острова Грейсфальтер-Ойе вертикально. Из-за отказа системы управления ракета повернула на север и упала на юге Швеции. Обломки ракеты были доставлены в Англию и дали англичанам первые более или менее точные представления о ракете А-4 . Тогда никто в Англии не знал, что этот пуск был отработкой системы управления ракеты ПВО. К декабрю 1944 года в перечне ракет ПВО, которые были оставлены для производства и испытаний в Пенемюнде, сохранились только "Вассерфаль" и "Шметтерлинк". Рассчитывая на затяжку войны, немцы разработали планы их серийного производства на 1945-1946 годы. Но мощным ударам бомбардировочной авиации союзников с запада и полному превосходству в воздухе новых типов советских самолетов противопоставлять неотработанные ракеты ПВО было невозможно. Тем не менее немцы за год успели осуществить около 100 экспериментальных пусков "Вассерфаля". При эвакуации Пенемюнде документация по "Вассерфалю" и "Шметтерлинку", по словам Греттрупа, была полностью уничтожена. В Германии мы убедились, что англичан больше всего интересовал "Вассерфаль".

Работы над А-9 - крылатым вариантом ракеты дальнего действия продолжались, несмотря на катастрофическое положение на Восточном и Западном фронтах. 27 января 1945 года наконец состоялся успешный старт А-4Ь. Это был первый пуск экспериментальной ракеты дальнего действия с крыльями.

Ссылки:

  • ПЕНЕМЮНДЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО И ПОЛИГОН РАКЕТ ФАУ-1 и ФАУ-2
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»