|
|||
|
Программа "Сатурн": организация
Программа "Сатурн" до сих пор является классическим примером организации работ над гигантским проектом: прозрачный бюджет, соблюдение сроков и, самое главное, успешная кооперация гигантских корпораций- конкурентов. Первую ступень изготавливала компания Боинг , вторую Норд Американ Рокуэл третью - компания Дуглас , приборный отсек - компания IBM , двигатели - компания Rocketdyne , и т. д. Надежность была основным требованием при реализации программы "Сатурн". Было принято решение о тщательной наземной отработке почти всех модулей, в полете предполагалось испытывать только то, что невозможно было опробовать на Земле. Это было обусловлено очень высокими затратами на летные испытания. Каждый серийный двигатель штатно проходил огневые предполетные испытания три раза: два раза - до поставки и третий - в составе соответствующей ракетной ступени. По сути, все двигатели "Сатурна" были многоразовыми. Советские же ракетные двигатели были рассчитаны только на один пуск, то есть были одноразовыми, и испытывались только выборочные экземпляры из партии. Заместитель генерального конструктора Леонид Воскресенский о советской методике высказался конкретно: "Если мы будем игнорировать американский опыт и продолжать строить ракеты в надежде "авось полетит не с первого, так со второго раза", то нам всем -труба". Интуиция будущего академика не подвела. К 1965 году американцы имели полностью отработанные на Земле многоразовые двигатели для всех ступеней и перешли к их серийному выпуску. Для надежности носителя это имело первостепенное значение. К осени 1967 года американцы объявили о начале полетов. Ссылки:
|