Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Отчет об аварии Н1 N 3Л и предложения по Н1 N 5Л

На Госкомиссии 30 мая в зале заседаний большого МИКа отчет об аварии Н1 N 3Л и предложения по Н1 N 5Л сделал Мишин . Афанасьев все же настоял, чтобы я доложил подробнее, почему КОРД при пожаре в хвостовой части выключает здоровые двигатели. Бармин доложил о готовности всех наземных заправочных и стартовых систем. Он сдержал обещание не поднимать вопрос о профилактической блокировке выключения двигателей. В остальном комиссия протекала довольно мирно, пока дело не дошло до проверки состояния следующей ракеты Н1 N 6Л .

На этой проблеме комиссия "зациклилась", потому что Мишин обещал начиная с Н1 N 6Л в качестве "полезного груза" иметь не макетные корабли типа Л3С, а лунный орбитальный корабль ЛОК , способный облететь Луну.

Лидоренко спросил, разбирался ли кто-либо с методикой испытания электрохимических генераторов на территории контрольно-испытательной станции. Для ЭХГ требуются жидкие водород и кислород - как работать с такой взрывоопасной смесью, если рядом десятки испытателей?

Финогеев пытался успокоить, заявив, что они предварительно у себя на стенде в НИИАПе отработают методику так, чтобы иметь надежный эквивалент ЭХГ, а заправку будем производить только на стартовой позиции.

Овчинников успокоил Афанасьева и начавших задавать трудные вопросы военных, что все продумано, ЭХГ будет заправляться водородом только на старте и безопасность операции многократно проверена.

Просто так закрывать щекотливые вопросы на Госкомиссиях не полагалось. Афанасьев предложил:

- Создать комиссию для ревизии этой проблемы под руководством товарища Лидоренко, заместителем товарищ Финогеев, а кто от ЦКБЭМ?

Я подсказал: - Овчинников , Пенек , Куприянчик , Сосновик . И введите в состав военных по согласованию.

- Я попрошу кровью расписаться тех, кто гарантирует безопасность водорода на борту, - напутствовал Афанасьев.

Подобные комиссии, как правило, создавались в тех случаях, когда на заседаниях Госкомиссии возникали вопросы, требующие дополнительных проверок и времени. В протоколе обычно записывалось: "В такой-то срок принять совместное мотивированное решение, утвердить его у технического руководителя". Решением Госкомиссии по предложению Мишина был установлен срок готовности Н1 N 5Л к пуску - 3 июля. Сотням испытателей, конструкторов, инженеров, техников и рабочих предстояла напряженная работа в начавшейся степной нестерпимой жаре. В новом большом МИКе впервые работала система кондиционирования и атмосфера была вполне терпимой. Но на стартовой позиции от прямого солнечного жара спасения не было. N 3Л готовилась в январе-феврале при минус 25 градусах. Тогда люди, прибегавшие в теплушки отогреть закоченевшие руки и растереть побелевшие носы, говорили, что летняя жара все же лучше. Теперь, перегоняя через себя литры не утоляющей жажды воды, те же испытатели вспоминали:

- А на морозе совсем пить не хотелось.

1 июня я ненадолго распрощался с оставшимися для работы на N 5Л товарищами, уложил в командировочный чемодан кучу писем, бумаг с поручениями и "не подлежащими оглашению" замечаниями и поспешил на аэродром, чтобы улететь в Москву вместе с Афанасьевым и Мишиным. В самолете Афанасьев предупредил, что накануне вечером ему звонил Смирнов и от имени Устинова просил собрать нас - руководство ЦКБЭМ для обсуждения программы предстоящих пусков ракеты-носителя Н1.

Ссылки:

  • Н1: ПОСЛЕ АВАРИИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»