Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Три этапа программы "Сатурн"

На примере использования водорода для двигателей тяжелых носителей можно показать, что правительства ни США, ни СССР не определяли таких вопросов. Это было всецело компетенцией руководителей разработок.

В 1960 году руководство НАСА одобрило три форсированных этапа программы "Сатурн":

"Сатурн С-1" - двухступенчатая ракета с первым запуском в 1961 году, вторая ступень на водороде;

"Сатурн С-2" - трехступенчатая ракета с запуском в 1963 году;

"Сатурн С-3" - пятиступенчатая перспективная ракета. Для всех трех вариантов проектировалась единая первая ступень с ЖРД на топливе кислород - керосин. Для второй и третьей ступеней фирме "Рокетдайн" заказывались кислородно-водородные двигатели J-2 на тягу 90,7 тс. Для четвертой и пятой ступеней фирме "Пратт энд Уитни" заказывались двигатели LR-115 с тягой 9 тс или упоминавшийся уже двигатели "Кентавр" с тягой до 7 тс. После дискуссий и экспериментов окончательно пошли в разработку, производство и на летные испытания три вида ракет-носителей типа "Сатурн":

"Сатурн-1" , предназначенный для экспериментальных полетов с целью отработки на орбите ИСЗ макетов корабля "Аполлон" . Эта двухступенчатая ракета стартовой массой 500 тонн выводила на орбиту ИСЗ полезный груз до 10,2 тонны;

"Сатурн-1B" , разработанный как модификация "Сатурна-1". Он предназначался для пилотируемых орбитальных полетов с целью отработки модулей корабля "Аполлон" и операции сближения и стыковки . Стартовая масса "Сатурна- 1В" составляла 600 тонн, а масса полезного груза 18 тонн. Вторая ступень "Сатурна-1B" на кислороде и водороде отрабатывалась с целью использовать ее аналог в качестве третьей ступени следующей окончательной модификации "Сатурнов";

"Сатурн-5" - окончательный вариант трехступенчатого носителя для лунной экспедиции, заменивший пятиступенчатый "Сатурн С-3" .

Еще раз возвращаясь к проблеме водородных двигателей, хочу обратить внимание на то, что ЖРД J-2 начал разрабатываться фирмой "Рокетдайн" по контракту с НАСА в сентябре 1960 года. В конце 1962 года этот высотный мощный водородный двигатель уже проходил огневые стендовые испытания, развивая тягу, соответствующую 90 тс в пустоте.

Превзойти эти достижения фирмы "Рокетдайн" по параметрам кислородно-водородного ЖРД удалось фирме, основанной в Воронеже Косбергом . Главный конструктор Александр Конопатов создал в 1980 году для второй ступени ракеты "Энергия" ЖРД РД-0120 тягой в пустоте 200 тс и удельным импульсом 440 единиц. Но это случилось через 25 лет!

Американцами предусматривались также и перспективы использования вместо ЖРД на второй или третьей ступени ядерного ракетного двигателя . Работа по этому двигателю в программе под шифром "Ровер" в отличие от работ по ЖРД была строго засекречена даже для сотрудников Центра им. Дж. Маршалла.

По планам НАСА предлагалось осуществить запуски "Сатурнов", постепенно усложняя программу с таким расчетом, чтобы в 1963 - 1964 годах иметь полностью отработанный тяжелый носитель. Несмотря на авторитет Вернера фон Брауна, разработка проекта лунной экспедиции проходила в обстановке острых дискуссий вокруг выбора ракеты-носителя и принципиальной схемы полета.

В июле 1961 года в США был создан специальный комитет по ракетам-носителям . В комитет вошли руководители НАСА, Министерства обороны, ВВС и некоторых корпораций. Комитет предложил разработать ракету-носитель "Сатурн С-3" в трехступенчатом варианте. Существенно новым было решение комитета о разработке ЖРД F-1 фирмой "Рокетдайн" тягой 680 тс для первой ступени. "Сатурн С-3" по расчетам способен был вывезти на орбиту ИСЗ 45-50 тонн и к Луне всего 13,5 тонн. Этого было недостаточно, и НАСА, поощряемое позицией президента, смело расширяет фронт работ по лунной программе.

Ссылки:

  • ЛУННАЯ ПРОГРАММА США
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»