|
|||
|
"Положение по ЗКА": обеспечение надежности корбля-спутника
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди В начале 1960 года было выпущено специальное "Положение по ЗКА" (заводской чертежный индекс "Востока" ). В положении впервые директивно определялся порядок изготовления и заводских испытаний всех систем для пилотируемых полетов. Комплектующие "Восток" агрегаты, приборы, системы должны были маркироваться и иметь запись в формуляре "Годен для ЗКА". Поставка каких-либо комплектующих изделий на сборку ЗКА без прохождения ими полного цикла заводских испытаний запрещалась. Военным представителям предписывалось вести строжайший контроль за качеством и надежностью. За качество изделий с маркировкой "годен для ЗКА" несли личную ответственность главные конструкторы и руководители предприятий. Они не имели права передоверить свою подпись кому-либо из заместителей. "Положение по ЗКА" сыграло большую дисциплинирующую роль в нашей промышленности. Эскизным проектом перед кораблем ЗКА ставилась пока только одна задача - обеспечить многочасовой полет человека в космическом пространстве по орбите спутника Земли и безопасное возвращение его на Землю. Для будущего космонавта не предусматривалось заданий научного, прикладного или военного характера. Только бы слетал и остался жив. А там посмотрим! Первый корабль имел все необходимые системы для этой задачи. Кто-то из авторитетных ученых-психологов высказался в том смысле, что человек, оказавшийся вне Земли "один на один со всей Вселенной", не может нести ответственности за управление кораблем. Физиологи (я не называю фамилий советников и консультантов, их было достаточно, несмотря на секретность) пугали и помутнением сознания в условиях невесомости. Поэтому с самого начала проектирования ответственность за ориентацию, выдачу тормозного импульса и все операции, обеспечивающие возвращение на Землю, полностью передавалась автоматической системе управления. Ссылки:
|