Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Чайка (система ориентации и спуска)

По поводу системы ориентации для 1-КП мои и Раушенбаха оптимистические доклады Королева не успокоили.

СП потребовал, чтобы я не вылетал на полигон , пока не будет отработана система ориентации и спуска. Аппарат отправили на полигон без нее. Команда Раушенбаха назвала систему управления движением "Чайка" . Это название в дальнейшем прочно вошло в обиход. До сих пор системы управления движением пилотируемых аппаратов именуются "Чайки". Нынешние "Чайки" не похожи на ту первую, как автомобиль "Москвич" последнего выпуска - на первый "Москвич" модели 401.

Все, кто мог, уже улетели на полигон, а я, получая ежедневно выражения крайнего неудовольствия от Королева, продолжал в цехе N 39 вместе с новыми "вундеркиндами" и своими обстрелянными опытными электриками отрабатывать первую "Чайку".

Первая "Чайка" для аппарата 1-КП по тем временам была принципиально новой и по составу аппаратуры сложной системой. Необходимо было обеспечить высокую надежность процесса ориентации при выдаче тормозного импульса для гарантий возвращения спускаемого аппарата на Землю. И не просто на Землю, а на свою территорию. Для надежности "Чайка" содержала два независимых контура управления: основной и резервный. Основной контур должен был обеспечить трехосную ориентацию с помощью ИКВ (инфракрасной вертикали) - и гироскопической орбиты .

Резервная система ориентации, предложенная Раушенбахом и Легостаевым , была сравнительно простой. Она содержала оптический датчик ориентации на Солнце и те же ДУСы для успокоения колебаний. Обе системы имели релейные блоки управления, которые выдавали команды на пневматические клапаны микродвигателей ориентации. Все это приборное многообразие было впервые собрано вместе, соединено кабелями друг с другом, с системой электропитания, командной радиолинией, телеметрией и испытательными пультами в сборочном цехе.

Подобные системы, сколь бы ни были гениальны их разработчики, с первого включения никогда не работают. Хорошо еще, если из приборов не идет дым от коротких замыканий. Директор завода Турков, посещавший сборочный цех по три раза в сутки и не имевший возможности непосредственно вмешиваться в процесс отработки, посмеивался надо мной:

"Ты со своими "вундеркиндами" доведешь Королева до сердечного припадка, если раньше сам не попадешь в больницу". Но на "вундеркиндов" жаловаться я не мог. Обстоятельства объективной реальности были сильнее. Когда гнев Королева и обилие "бобов" действительно довели меня до белого каления, я предложил всю "Чайку" разобрать, упаковать и грузить в самолет:

"Будем доводить систему на полигоне. По крайней мере, доложим, что мы уже прибыли на летные испытания". Оказалось, вопреки пословице, там, где "семь бед", вовсе не "один ответ".

Основной блок управления вместе с гироприборами из Подлипок в аэропорт был отправлен на грузовой машине без сопровождающего. Водитель, не ведая, что за драгоценный груз у него в кузове, для начала хорошо тряхнул его на железнодорожном переезде. Продолжая "испытания" системы на ударопрочность, он для храбрости по дороге употребил невыясненное количество граммов спирта, захваченного из сборочного цеха, и в состоянии "среднего опьянения" врезался в дерево.

Подобные происшествия действуют на нервную систему руководителей гораздо сильнее, чем авария ракеты при всей ее огромной стоимости. Последняя считается закономерным явлением отработки сложной системы. Обычное для нашего разгильдяйства дорожно-транспортное происшествие квалифицируется как чрезвычайное, граничащее с преступной халатностью. Наказываются не только непосредственные виновники, но и многочисленные начальники по всей производственной иерархии, вплоть до инженеров, которые не досмотрели, как везут их бесценные приборы. Несмотря на дополнительный груз в виде полного набора всех возможных взысканий, "Чайка" вместе с нами, наконец, была погружена в Ил-14. Первая майская гроза не посчиталась с грозными приказами Королева. Аэродром Внуково был закрыт по всем направлениям. Для нас это была еще одна бессонная ночь. Только 3 мая утром нас выпускают на Уральск. На "Ласточке" -аэродроме Тюратама - нас уже с нетерпением ждут автобусы, грузовые и легковые автомобили. Точно в соответствии с графиком ведущего конструктора Ивановского в 24.00 5 мая "Чайки" начали свои автономные испытания в составе всего 1-КП .

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»