|
|||
|
Черток Б.Е.: дипломный проект и аспирантура
В конце 1939 года я наконец засел за оформление дипломного проекта. В проекте я критиковал недостатки существующих систем электроснабжения и предлагал новую перспективную систему переменного тока для тяжелых самолетов. Сильной стороной проекта были ссылки на разработанные "по ТЗ автора" электрические машины будущей системы и фотографии готовых электроприводных механизмов универсального назначения. Мой руководитель профессор Ларионов заявил, что читал проект, как увлекательный роман. Жалко, сказал он, что на нем гриф "секретно". Такая работа достойна широкой публикации. Защитив проект и получив диплом "с отличием", я все же не расстался с МЭИ . Осенью 1940 года я был принят в аспирантуру "без отрыва от производства" и по рекомендации заведующего кафедрой академика B.C.Кулебакина в 1940-1941 учебном году должен был прочесть на вечернем отделении курс "Спецоборудование самолетов". Много времени отнимала езда по треугольнику: дом на берегу реки Москвы - завод N 293 в Химках - МЭИ и ВЭИ в Лефортове, но тогда почему- то на все хватало сил. Погрузившись снова в проблемы завода N 293 , я обнаружил, что наш патрон, несмотря на увлечение идеями электрического дистанционного управления пулеметно-пушечным вооружением с помощью предложенных мною систем синхронной связи, создал специальную группу вооруженцев, которые работали над чисто механическими методами дистанционного управления. В этой группе выделялся молодой инженер Василий Мишин . Он разрабатывал нечто вроде современного манипулятора с ручным управлением. Стрелок, находящийся под герметичным прозрачным куполом, должен был наводить пулемет или пушку, находящиеся от него в нескольких метрах, с помощью такого чисто механического манипулятора. Кинематика дистанционного манипулятора была очень остроумной. С этой работы начался творческий путь будущего соратника Главного конструктора Королева. Манипулятор разработки 1940 года до полной кондиции довести так и не удалось. Зато были приобретены впрок несколько авиационных пулеметов ШКАС и пара новейших пушек ШВАК . Осенью 1941 года уже без всякого манипулятора Мишин установил их на поворотных лафетах, которые мы водрузили на открытой железнодорожной платформе с целью отражения возможных атак немецких самолетов во время переезда из Химок на Урал. Ссылки:
|