|
|||
|
МОЙ ПЕРВЫЙ АГИТПОХОД. ТАТАРСКИЙ Лето 1985 года
Командор Александр Коган Посвящается А.Г. Катрухе и его настойчивости Когда же это было? Обратимся к летописи. 1985 год. Лето. Я закончил второй курс завода-втуза при ЗиЛе . Поехал работать на два месяца вожатым в пионерский лагерь. Год назад для меня началась основная дисциплина в высшей школе, оставившая след на многие последующие годы. Это - СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) в рамках факультета общественных профессий во втузе, плавно перетёкший в агитбригаду Биофака МГУ, она же в некоторых случаях - агитбригада ЦК ВЛКСМ, она же позже СТиМ (студенческий театр им. Мейерхольда) , он же ещё позже - театр-студия "Флогистон" . В 1984 году на факультет общественных профессий в наш институт пришел преподаватель-режиссёр А. Алфёров . Сам Александр Львович учился тогда уже в третьем своём институте ("Щуке") и одновременно работал с несколькими самодеятельными театральными коллективами. Основных было два. Агитбригада Биофака МГУ и СТЭМ завода-втуза при ЗиЛе . Миниатюры и спектакли ставились практически одни и те же, что позволило в дальнейшем перемешивать составы в случае необходимости. Первой моей большой ролью был Жених в "Свадьбе" Зощенко . Интересно, что моя одноклассница Оля Паринова, поступившая на Биофак МГУ, репетировала Невесту в этой же пьесе, но с другим Женихом, тоже Мишей, но Дегтярёвым. Вообще с ребятами из агитбригады я познакомился, скорее, увиделся, до моего первого летнего похода в гостях у одноклассницы-"невесты"весной того же года. Первое впечатление... очень их что-то много... в кухне, на диване, на полу... улыбаются, смеются и такое впечатление, что всё время поют. Отдельные типажи: длиннорукий, не выпускающий из этих самых рук гитару парень с очень широко раскрывающимся в разные стороны ртом ( Олег Посыпанов ), вот сидит на полу симпатичная, но бледная (почему "но"?) девушка Оля, Оля Катруха , рядом с ней лобастый и похожий на неё парень с такой же фамилией (брат, значит)... Я тихо наблюдаю за происходящим, беседую с уже до того знакомым мне по совместным выступлениям Лёшей Нестеренко , присутствующим здесь же похохатывающим режиссёром Сашей и припозднившейся смуглой, с глазами- черносливинами, явно трагического амплуа девушкой со странным именем Муха. Что-то было мне непривычно и непонятно в этой вечеринке. Скоро я догадался что. Отсутствие алкоголя. Гостям для поддержания общей бодрой волны достаточно было гитары, песен (на 80 процентов мне не знакомых) и друг друга. Это было моё первое соприкосновение с атмосферой агитбригады. Соприкосновение, которое меня несколько озадачило... Вскоре Советская армия призвала в свои ряды биофаковского Жениха, и Алфёров предложил мне пойти в летний поход. Я согласился. Оля Паринова в том походе была комиссаром и, согласно своей должности, а также, видимо, ощущая ответственность за одноклассника-пролетария, провела со мной строгую разъяснительную беседу о правилах и некоторых традициях агитбригады. И вот поход. Казанский. А его-то я помню плохо. Может, потому, что всего их у меня было только по официальной летописи 13. Надо посмотреть в альбом... Кошка. Точно. Была кошка. Ирочке Базаровой не с кем было оставить котёнка, и она взяла его с собой. Животному был сшит и повязан фуляр. Рыжий котёнок постоянно норовил куда-то пропасть... Однажды в Казани командор увидел наше агитбригадное животное, свободно разгуливавшее по улице татарской столицы. Проворный Коган поймал беглеца и доставил его хозяйке. Ирочка была несколько озадачена. Зачем это он привёл в коллектив ещё одного зверя, ведь и с одним хлопот было достаточно. Оказывается, Саша Коган изловил хоть и тоже рыжую, но чужую живность... Вот такая история. Или было не совсем так?.. Но вот что я точно помню, так это то, что один из ведущих актёров Лёша Нестеренко остался без вещей. Его чемодан с костюмами и лучшими вещами был утерян завхозом Посыпановым ещё на Казанском вокзале Москвы... Ну так получилось... Вообще история ПРОПАВШЕГО ЧЕМОДАНА преследовала нас во многих походах: и па Байкале (чемодан Лидочки Волковой), и в Житомире (чемодан Кадрии Мухарьямовой - Мухи). ...Помню мой первый концерт. Клуб какого-то дома отдыха. В чёрном жениховском костюме под лучами самодельной рампы жарко... Переносную рампу смастерил Алёша Катруха из фотоламп и каких-то жестянок. Несколько лет спустя Алёша уже не ходил с нами в походы, но его техническое творение ("Лампы Катрухи") было с нами чуть ли не до последних выступлений... Отгремела "Свадьба"Зощенко, затем вечно бодрый СТЭМ (несколько коротких миниатюр), прощальный выход, аплодисменты и цветы... Ночевали мы на полу какого-то странного здания. Вечером - обсуждение выступления, раздача призов и сувениров (ЗиЛовский "Жених"признан лучшим актёром первого концерта - вдохновляющее для него событие), первый круг... Я быстро и с удовольствием стал погружаться в атмосферу агитбригады, в её ритуалы и традиции (круг, фуляры, свеча, десятка, ранжир, кружка, телёжник, завхоз, тосты за "стариков"...). Кроме щенячьего романтизма и молодости, главной составляющей нашей агитбригады было серьёзное отношение к существованию на сцене: это, конечно, заслуга режиссёра. Кроме нескольких концертов в день, мы ещё и репетировали, иногда по ночам, работали над уже поставленным, репетировали новое... Десятый концерт похода - традиционно трудный для режиссёра. На этом концерте актёрам разрешалось шалить и устраивать сюрпризы для своих партнёров... В Татарии вступительное слово, произносимое одним из комиссаров (в этом походе их было два - Оля Паринова и Ира Базарова ), на "десятке"было озвучено обеими, причём на двух языках - русском и татарском. И это было только начало... "Десятка"- это самый весёлый концерт, правда, зрители иногда были несколько озадачены, поэтому позже было введено дополнительное правило: об утверждении готовящихся сюрпризов (особенно творений новичков) у режиссёра. М-да... Чего только потом не было. А тогда это было для меня начало жизни в агитбригаде. Я был очарован коллективом и персоналиями. До сих пор мне кажется, что я не встречал человека, поющего лучше, чем завпеньём Лидочка Волкова , кажется, что наша постановка по пьесе Б. Васильева "Завтра была война"точнее вышедшего позже фильма Юрия Карры, что нашей мобильности и сценической выносливости вполне могли бы позавидовать профессиональные актёры. Это была замечательная пора творческой юности... На вокзале нас встречали друзья и члены агитбригады, по разным причинам не сумевшие пойти в этот поход. Прямо на перроне круг, в середине рюкзаки и чемоданы, кружка, шампанское. Среди встречающих - очередной раз не поступившая на Биофак лаборантка кафедры низших растений Кадрия Мухарьямова (она же Муха) ... Только-только начавшись, пора моей творческой юности стала превращаться в пору трудной творческой молодости. Закончился Татарский поход агитбригады Биофака МГУ. Начинался новый этап в моей жизни. Татарский...(Женой Миши стала К. Мухарьямова , оттого и этап - татарский) См. Песня Письмо к другу-ихтиологу Ссылки:
|