|
|||
|
Ирина Алиева, Юрий Харченков, Анатолий Котлобай: ОЛИМПИЙСКИЙ НАБОР
Особое место в нашей жизни на Биофаке занимали агитпоходы. За три года многие из нас прошли от трёх до семи походов: Пущинский-81 , Карельский-81 , Свердловский-81 , Мурманский-82 , Озёрский-82 , Братиславский-82 , Ульяновский-83 . Как и на факультетских концертах, основным жанром программы было "пеньё". И это понятно - ведь петь можно было абсолютно везде, на любой предложенной для концерта площадке, в любом самом неприспособленном для этого помещении, например, в Красном уголке коровника, тогда как другим жанрам - танцам и драме - требовалась минимальная сцена. Без устали и на любых сценических площадках пели народные, патриотические и биофаковские песни Ира Тихоненко , Вика Кобякова , Таня Ломака , Толя Котлобай . Миша Любимов . Танцы в походе - особая тема. Руководила ими Лена Кокурина , наш биофаковский танцмейстер. Среди танцев бьми два безусловных фаворита: "Чарльстон", и "Уральская кадриль" - оба танца достались нам в наследство от старших товарищей. В "Уральской кадрили", помимо танцоров, присутствовал колоритнейший баянист ( Витя Локалов ), и его выходы в публику делали танец полуспектаклем. Очень характерным исполнителем оказался Толик Котлобай - высокий и худой, дополнительно удлинённый за счет высоченного цилиндра, танцевал всего один номер - "Танго", в паре с крошечной Леной Кокуриной . Гигантская разница в росте партнёров, которая дополнительно обыгрывалась рисунком танца (Толик временами просто перешагивал Лену), делала его совершенно комическим. Зажигательный "Чарльстон" не выходил из репертуара очень долго, менялся только состав исполнителей, для него в конце концов были сшиты костюмы. И сшили мы их после весьма курьёзного случая... Наш хозяйственный завхоз Резников обладал деятельным умом и активными руками. Прямо перед Ульяновским походом, никому ничего не говоря, а, видимо, рассчитывая сделать сюрприз, он покрасил красные гимнастические купальники (которые вместе с белыми беретами и коротенькими юбочками и составляли костюмы девочек в "Чарльстоне") в чёрный цвет. И сказал, что такое сочетание цветов в костюмчиках выглядит лучше. Ну то есть все понимали, что он там красил что-то совсем другое, ну раз уж краски развёл так много - чего ж ей пропадать... И всё бы ничего, но "Чарльстон" - танец быстрый. И после первого же исполнения девочки стремительно (чтоб успеть, пока ЖМАНС (см.фото) споёт две песни) меняющие костюмы на открытые бальные! платья для следующего "Вальса", привели в состояние ступора всех окружающих... Белоснежные оборки платьев обрамляли жутковатого вида, синюшные, какого-то мертвецкого оттенка плечи и спины. В первый момент никто ничего не понял - был просто столбняк. Причём сначала у окружающих, потом и у отвлёкшихся от переодеваний- зашнуровываний исполнительниц. Ну представьте - чтоб и Кокурина, и Алиева, и Пожидаева так вот разом посинели? Да ещё не равномерно, а как- то пятнами? С чего вдруг? Ели всей бригадой одно и то же, пили, вроде, тоже все из одной тары... Только потом впомнили про мишкины художества и догадались, что краситель был не столь устойчив, как было написано на пакетике. Или Мишка чего-то там напутал с технологией... В общем, на "десятке-бис" (концерте для себя) эта тема была отражена неоднократно и с самыми разными оттенками - от лирических (что-то там про русалочек), до вполне материальных ("Славянскую трапезу" надо меньше рисом разбавлять, а то вот трое прямо на ходу помирать стали)... Вальс - первый танцевальный номер, который мы самостоятельно поставили в дополнение к классическим танцам, доставшимся нам от старших товарищей. Мы же пополнили репертуар классическими номерами - полькой, мазуркой и комическим танго, о котором мы уже упоминали. Была ещё городская кадриль и универсальный народный танец, который - опять же в зависимости от направленности смотра художественной самодеятельности - назывался то молдавским, то венгерским. Благо наш коллектив, щедро оплачиваемый профкомом, стал постоянным клиентом конторы "Мостеакостюмпрокат", и костюмы мы могли взять любые. Поход в эту организацию был отдельным развлечением: из экономии брали все костюмы ровно накануне отъезда, и прямо оттуда доставляли их в поезд - в большущих холщовых мешках, отчего происходило немало комических ситуаций. По дороге в Ульяновск, куда мы везли большие танцевальные номера (до четырёх пар участников), весь плацкартный вагон, включая наших танцующих и поющих членов агитбригады обоего полу, а также оказавшихся в вагоне случайных граждан, организованно подгонял бесчисленные платья-брюки-сарафа-ны-жилетки-юбки- фраки по фигурам исполнителей. Прямо наутро по прибытии нас ждал концерт. ОТЗЫВ ЗРИТЕЛЕЙ Дорогие друзья! Сердечно благодарим вас за доставленную нам радость, за интересную программу, за смех от души. Желаем вам успешных выступлений, бурных аплодисментов, тёплых встреч, успехов в учёбе, благополучия. Доброго вам пути! Зрители села Матвеевка Старамайнского района Ульяновской области и агитбригада МСДК "Колос" Ответственный за взятие костюмов Резников мог дать фору любой театральной кастелянше - он точно знал, чем "корсет" отличается от "корсетки" и "герсетки", и ни разу не спутал, сколько розовых и сколько белых лосин он должен взять. И у кого какой размер "фигуры" и ноги - а ведь одних туфелек-сапог бывало у нас по два-три мешка. С сапогами- туфлями тоже был смешной случай. Помнится, в вагоне поезда "Москва- Ульяновск", невзлюбила нас одна неприветливая проводница. Ничего мы ей плохого не сделали, но оно и понятно - мало того, что постели не взяли (у нас же спальники были), что шум-гам (ЖМАНС репетировал, не прерываясь - в пальцах иголки, на устах песни), барахло кругом раскидано - так еще и свой чай в собственном ведре из вагонного (!) кипятка приготовили - и сами напились, и окружающих угостили. Её чай никто брать не стал. В общем, одни убытки. Да ещё и умывались много - что-то там у неё в туалете якобы из-за нас замёрзло, она с раскалённым ломом через весь вагон бегала, оттаивала. Бегала всю ночь, до утра, включала свет, громко топала и ещё громче ругала всё и вся. Матом. Спать совершенно не давала - может и не в отместку нам, а просто характер у неё был сварливый. Но в какой-то момент пробегала она, сильно топая, под мешками с обувью, мирно лежавшими на третьей полочке. А мешок возьми и развяжись! И большущий, тяжелённый подкованный "кадрильный" сапог (один, но угяжелённый - поскольку второй был внутри него, чтобы не "расспаривались" и не путались) упал ей прямо на голову! Она резко затормозила, ещё ничего не понимая, но уже совсем дико завизжав. И тут... Мешок раскрылся окончательно, и на голову бедной проводнице стали сыпаться сапоги, туфли, чёрные, красные... Она даже замолчала от такой обувной наглости, видимо, онемела. И вот тут Резников, который спал на боковушке аккурат под мешками, поднял сонную голову и участливо пробормотал: "Не задело?" Услышав в ответ частое "Как это не задело? Как это не задело?", Мишка хриплым со сна голосом произнёс как пророк: "Так тебе и надо. Это тебя Бог наказал. Нечего было всю ночь орать". И снова заснул Дальнейшее - опускаем... Третий традиционный жанр - драма - достиг в агитбригаде восьмидесятых просто небывалого расцвета. Началось всё с того, что в феврале 1981 года состоялся поход в Пущино, где к нам присоединился "полу-Скай", Паранюшкина (Параня) , Владик Арцатбанов . Именно Владик стал постановщиком первой нашей пьесы, "Севильского цирюльника", которого репетировали начиная со звенигородской летней практики и повезли в августе того же года в Карелию. И, конечно, блистали в концертах "Канделябры Таврические". Следует заметить, что талантов на нашем первом курсе было так много, что зимой 1981 года мы отправились в агитпоход аж двумя командами. Часть народа поехала со старшими товарищами в далёкий и холодный Свердловск, включивший в их репертуар, а другая, в основном состоящая из новичков нашего курса, ведомых Лидой Паранюшкиной , - в недалёкое и менее холодное Пущино-на-Оке. Скажем сразу, удались оба похода. Полученное боевое крещение позволило подготовить полноценную и интересную программу к Карельскому походу. Агитбригада - настоящее детище Биофака МГУ , нигде в другом месте она не смогла бы родиться и так расцвести просто потому, что художественная самодеятельность была такой же неотъемлемой частью жизни факультета, как лекции и семинары. Основная деятельность агитбригады в 80-х - это не концерты на факультете или в ДК МГУ, а агитпоходы - выезды в отдалённые места нашей бескрайней Родины, куда обычные артисты просто не добирались, да, видимо, и не добираются. Агитпоходы и в наше время проходили дважды в год - зимой и летом. Их у нас было много, и все они были разными. Описать всё невозможно, а выбрать лучший трудно. Но, наверное, самым интересным - и по насыщенности, и по задору, а в особенности, по исключительному обилию всевозможных приключений, оказался Ульяновский зимний агитпоход 1983 года , о котором уже упоминалось. Он оказался на редкость задокументированным благодаря комиссару, который хранил все эти пожелтевшие листочки дневников, расписаний и программ концертов. Сохранились также две книги отзывов и анкета с шутливыми вопросами и "перлами" похода, которую мы все заполняли на обратном пути в поезде. А, может, мы расскажем о нём просто потому, что он был юбилейным, семьдест пятым по счёту. Итак... См. Ульяновский зимний агитпоход 1983 года Ссылки:
|