|
|||
|
Елена Максимова (Лазарева): АГИТПОХОД - ЭТО ЗДОРОВО!
Когда я была на третьем курсе Биофака, в зимний агитпоход отправились две бригады. В нашей командором был Юра Елизаров , в другой - Сергей Васецкий . Как меня взяли в агитбригаду - не понимаю. Я не умела плясать, пела только первым голосом в хоре, да и то, как говорили, в порядке комсомольской дисциплины. Я любила рисовать, рисовала в стенгазете, но это почти не требовалось. Тем не менее дело мне нашлось: я отвечала за костюмы, гладила их перед выступлениями, а после - собирала и укладывала. Утюги добывали на местах - угольные, тяжёлые. Их надо было раздувать и следить, чтобы уголёк не выпал и не прожёг костюм. В бригаде я подружилась с людьми, которых бы иначе не узнала. Этот поход - светлое пятно в моей жизни. Концертный пепертуар нашей бригады был в основном классический: А.П. Чехов - "Жених и папенька", танец "Самарочка", русские и грузинские песни, песни Биофака, "Велосипед с моторчиком" В. Драгунского и патриотические стихи космической тематики. Отношение к выступлениям было серьёзное. Деревенские клубы помещались, как правило, по старым церквям, часто без электричества. Сцену освещали две керосиновые лампы. Обычно мы давали один вечерний концерт, люди сходились на него со всех окрестных деревень задолго до начала. Первыми приходили старики и детвора. Дети усаживались на полу прямо у сцены. Мы готовили сцену и видели, как из-под нижнего края занавеса на нас смотрели любопытные мордашки. Старики рассаживались в первых рядах. Ближе к началу приходили с работы мужики и бабы. Мужики и парни никогда не садились, стояли вдоль стен. Иногда бывало и по два концерта в день. Кроме того, были утренники для детей - кукольный театр. Наш аккордеонист - Володя Белов - был занят и утром, и вечером. Пел замечательный вокальный дуэт - Неля Коротеева и Лиля Некрасова . Уже в походе мы решили несколько обновить репертуар. Я предложила инсценировать рассказ Дж. Джерома "Путаница". Соль рассказа в том, что молодой отец везёт в корзине для пикников своего младенца показать родственникам. В такой же точно корзине старая дама везёт щенка-бульдога показать своей подруге. Случайно они меняются корзинами. Можете представить ужас отца и старой дамы, когда по приезде каждого из них ожидал такой сюрприз. Отец хватал из корзины щенка со словами: "Моё дитя?! Это не моё дитя!", а дама падала в обморок. Даму играла я. Меня долго учили падать сценически верно, не ушибаясь, на бок. Я же в припадке актёрского вдохновения падала навзничь. Потом пришлось лечиться. Нам рассказ казался очень смешным, а народ безмолвствовал, не смеялся ("нам бы ваши проблемы..."). Мы, столичные студенты, понятия не имели о деревенской жизни. Наш художественный руководитель Лёня Лернер (студент-историк), адаптировал пьесу "Вор в раю" Эдуардо де Филиппо специально для колхозников. С "Вором в раю" была история. Ставили его уже в походе. Не было ни костюмов, ни декораций. Играли две сцены: объяснение вора (Лёни Лернера) с его красавицей-невестой (Ларисой Блинковой); и в церкви, когда вор убеждает статую святого (Юра Морозов, медик) подмигнуть ему, когда в церковь войдёт миллионер. С невестой было всё в порядке - Лариса, очень красивая, была вылитая итальянка. Статую святого (роль бессловесная) исполнял Юра. Он был рослый, горбоносый, а главное, такой спокойный, что мог выдержать неподвижное стояние в течение получаса. В ремарках пьесы значилось, что статуи святых в католических храмах ярко расписаны и украшены богатыми тканями и драгоценностями. Мы раздели Юру до трусов и навесили на него атласные сарафаны от "Самарочки", красные и синие. Юбок хватило, чтобы прикрыть половину фигуры, обращённую к зрителям. В клубе-церкви было холодно. Вор-Лернер молил на коленях святого. И вдруг мы видим, как Лёня, так и не вставая с колен, подползает к занавесу и задёргивает его. Ни мы, ни зрители не поняли, в чём дело. Потом он нам рассказал, что увидел, как у окаменевшего от холода, но стоически державшегося Юры из глаз потекли слёзы. Лернер не выдержал и задёрнул занавес. Это было единственное представление "Вора". Тем и окончились попытки обновления репертуара. Агитпоходную же классику встречали восторженно. Артисты-профессионалы любят вспоминать разные смешные сценические "накладки". Были они и у нас. Вот однажды во время спектакля "Жених и папенька" у Папеньки - Жени Смирнова - начал отклеиваться правый ус. Он как бы невзначай подходит к кулисе и, поддерживая ус рукой, шипит мне: "Найди клей!" Нашли только ведро столяриого с огромным помазком. Так он и провёл всю роль, прикрыв рукою рот. В конце дня разбирали достоинства и недостатки выступлений. Потом пели для себя. Было весело. Мы подружились с Надей Бундиной , хохотушкой, с чудесным голосом, чистым и нежным. Остались в памяти отдельные яркие картинки. День солнечный. Дорога идёт через заснеженное поле, вдоль дороги кусты в красных яблоках - это стаи снегирей. На опушке леса могучий дуб, в кроне дуба - колокол, церковный. В колокол звонят, когда собирают колхозников на собрание. В лесу незамерзающий родник, вокруг него тончайшие ажурные ледяные оборки. Помню колодец, на дне которого зимовали тысячи лягушек. Поразившее нас всех явление - хрустальный лес. Концерты были принципиально бесплатные. Но перед последним концертом мы согласились, чтобы нас покормили, так как запасы кончились и деньги тоже. Помню, с каким удовольствием мы ели щи. А на закуску хозяйка вынесла нам тазик с засахаренным жёлтым мёдом. Мы съели мёд, попили молока и пошли гулять. Накануне была оттепель, а теперь подморозило, и деревья в рощице заледенели. Веточки позванивали. Красиво было сказочно. Мы бродили до заката. От полноты счастья пели. Пели и в грузовике по дороге в Псков. А в самом конце пути на горизонте встал Храм. Ехали всю ночь, а когда проснулись, оказалось, что ни у кого нет голоса. Приехали в Москву немые. Нас встречали, обнимали, спрашивали о впечатлениях. А мы в ответ не могли сказать ни слова. Это всё мёд! Кроме концертной группы, в Псковской агитбригаде, как и в других походах, было несколько "точек", проводивших, в основном, лекции и политинформации. См. Марина Шорохова: БАЛЛАДА ПРО "ТОЧКУ" Ссылки:
|