|
|||
|
Ежегодные смотры художественной самодеятельности МГУ
Для юных читателей, которые не жили в ту пору прекрасную, поясню, что ежегодные смотры художественной самодеятельности МГУ часто посвящались какой-нибудь славной годовщине. В программу каждого концерта обязательно включали что-нибудь идеологическое на тему соответствующего события. В систему оценки программы входил пункт "идейно-художественное качество". При малом количестве баллов по этому пункту нечего было рассчитывать на сколько-нибудь приличное место в смотре. Так что делать было надо! Был раз такой эпизод. Все мы тогда с восторгом отмечали годовщину Ленинского коммунистического субботника, и это непременно нужно было отразить. А порядок на смотрах тогда был такой, что на каждый концерт одного факультета полагался регламент - не более двух часов. Жюри ведь не железное, просмотреть 16 факультетов за месяц после рабочего дня - это тоже работа. Теоретически жюри имело право после двух часов показа уйти и концовку не оценивать. Правда, так никто никогда не делал, потому что оценка концерта без заключительных номеров означала полный провал, а ребят было жалко. Ну так, сделают замечание, в крайнем случае снимут несколько баллов за плохую режиссуру. Но в ту замечательную годовщину субботника один из факультетов, кажется, ВМК, показав очень неплохую концертную программу, приберёг самое идеологическое на заключительную часть концерта. В результате регламент оказался грубо нарушенным, и время концерта приближалось уже к исходу третьего часа. Жюри и зрители изнывают, а со сцены несутся бессмертные стихи Маяковского: "Мы не, уйдём, хотя уйти имеем все права. В наши вагоны на нашем пути наши грузим дрова". И тут руководитель фортепьянного класса ДК МГУ Ундина Михайловна, интеллигентнийший и крайне тактичный человек, произносит почти на весь зад "А мы уйдём!" Довели! Не идеологические номера, конечно, тоже допускались, но только чтобы ни-ни! Никаких намёков на что-нибудь эдакое! Вот, например, такой случай. Наши студенты ( Максим Клечковский , Борис Краснов , Андрей Судьбин и другие) сочинили, поставили и показали на смотре пьесу под названием "Загадка чёрного яйца". Очень неплохая пьеса, посвящённая охране окружающей среды и всяким экологическим проблемам, к тому же с фантастическим, волшебным сюжетом и почти без всякой крамолы, разве что отдельные намёки. Как обычно и полагается в такого рода жанре, в пьесе звучали песни. И в одном эпизоде, где герои пьесы были вынуждены активно действовать для достижения благородных экологических целей, исполнялась песня "Статист" . Пьеса жюри не понравилась: мало оптимизма, много намёков. Ругали, ругали, а потом один из членов жюри встает и говорит: "Ну, а уж песня эта, это уж вообще!" "А что такого- - удивляемся мы. - Это ведь осуждение пассивности, призыв к конкретным практическим действиям, к активной позиции в борьбе за..." - "Да ладно вам, - говорит член жюри, - вы что, маленькие, сами не понимаете?" И дискуссия закончилась. Мы, конечно, были не маленькие и прекрасно понимали, что главный криминал тут в слове "режиссёр". Кто тот Режиссёр, который заставляет нас подло молчать в толпе? Был и более курьёзный случай. Выступал на смотре наш замечательный декламатор Серёжа Барановский с абсолютно идейным антирасистским, антиимпериалистическим стихотворением С. Маршака "Мистер Твистер". Казалось бы, уж что тут! Но стихотворение начинается такими строчками: Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука И вы захотите увидеть мир - Остров Таити, Париж и Памир, Кук для вас в одну минуту На корабле приготовит каюту, Или прикажет подать самолёт, Или верблюдов в пустыню пошлёт. Во время генеральной репетиции художественный руководитель Дома культуры внимательно всё прослушал, а потом задумчиво сказал: - "А вот начала лучше бы не надо..." Все удивились. - "Почему?" - "А вы сами подумайте". Мы стали думать. Долго думали. Придумали. "Это значит, в том смысле, что у них контора Кука есть, а у нас нет? И что мы не сможем увидеть остров Таити, Париж и Памир?" - "Ну!" Вот так в нас воспитывали догадливость и сообразительность. Иногда аргументы в идеологических разборках всё же приводились, но подчас довольно странные. Был у нас на географическом факультете совершенно замечательный музыкальный театр, которым руководили теперь всемирно известные Гоша Васильев и Лёша Иващенко - "Иваси" . Однажды они сочинили и блестяще поставили спектакль -"Хозяин меридиана". Здесь уже крамольных намёков было побольше, чем в "Чёрном яйце". А потому полагалось на заседании жюри громить вовсю. И вот встаёт одна дама из жюри, весьма умная и образованная, и произносит такую странную реплику: - "Вот вы тут критиканством наших порядков занимаетесь. а в Лондоне вы когда-нибудь были?" Всеобщее недоумение: при чём тут Лондон? А она продолжает: "Не были - а я была. Знаете, какое там метро дорогое? Так что нечего зря трепаться!" Или показали как-то филологи на смотре "Лисистрату" Аристофана. Тогда на факультете работал очень талантливый режиссёр, который делал прекрасные спектакли. "Лисистрата" тоже, как обычно, удалась. Но вот на фоне в общем доброжелательного обсуждения на жюри выступает представительница парткома : - Всё, конечно, очень хорошо, но только зачем столько эротики?" Филологи заранее вооружились и привели своего преподавателя, специалиста по античной литературе. Тот делает удивлённый вид: - "Так ведь это же Аристофан, его пьесы уже больше двух тысяч лет пользуются колоссальным успехом во всём мире!" - "Да я понимаю, что Аристофан, но ведь у вас студенческий театр. Вы могли бы слегка изменить текст, сделать про студентов, дескать, девочки на мальчиков обиделись и не дают им конспекты списывать". Издеваться над собратом по жюри не полагалось, поэтому все руки дружно потянулись затыкать рты и носы. Вообще-то эта представительница парткома была доброй женщиной, только в литературе и искусстве разбиралась крайне слабо. Однажды наша биофаковская агитбригада показала на смотре "Голого короля" Е.Шварца . Спектакль на удивление всем понравился, и обсуждение шло самое благожелательное. Доходит дело до присуждения баллов за авторство текста. Была такая шкала в общей оценке. За чистый авторский текст можно было получить максимальное число баллов, за инсценировку меньше, за композицию ещё меньше, ну а если текст целиком заимствованный, то, естественно, ничего. И вот, члены жюри высказываются в том смысле, что, хотя пьеса и принадлежит Шварцу, какие-то баллы за авторство дать всё же надо. Ибо пьеса в оригинале длинная, а биофаковский коллектив сумел её сократить и так сшить фрагменты, что всё оказалось гладко, а это - тоже творчество. И тут выступает наша замечательная парткомовская дама: "Конечно, конечно. Обязательно надо дать баллы за авторство. Я ведь заметила, что там не только Шварц, там и из Андерсена кое-что есть". Последовала продолжительная немая сцена, так что к соавторам "Голого короля", кроме Шварца и Андерсена, добавился ещё и Гоголь... Ссылки:
|