Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Виктор Басевич "ПОЧВОВЕДЫ, ВСТАНЬТЕ!"

Какой-то дурак кричал: "Почвоведы, встаньте!" - а потом плакал и клялся, что в душе он сам почвовед. Конечно, это был я! Да, но по какому это повод?.. Остап Бендер. И. Ильф, Е. Петров. "Золотой телёнок" Летом 1972 г. был последний приём на Биолого-почвенный факультет МГУ , а 10 апреля 1973 года произошло официальное разделение факультета на два - Биологический и Почвоведения. История развития агитбригады Биофака с этого момента приобрела на своём могучем эволюционном древе "боковую" ветвь - агитбригаду почвоведов. Конечно же, это не было деление, что называется, по-живому. Многие почвоведы продолжили свою деятельность в составе биофа-ковской агитбригады ( Саша Костромин , Женя Милановский , Женя Шеин ), а некоторые биологи принимали участие в работе агитбригады почвоведов ( Юра Абрамов , Марина Онищенко , Володя Тетенькин ). Была преемственность и более глубокая - командор Братского похода 1956 года Е.А. Дмитриев был научным руководителем будущего командора Псковского и Карельского походов почвоведов 1978-79 годов, а дочь почвоведа Евгения Анатольевича и биолога Галины Алексеевны Дмитриевых Света Дмитриева ходила в Свердловский поход . Разделение факультета породило в итоге достаточно мощное явление в истории всей самодеятельности МГУ 70-х - агитбригаду почвоведов , что было невозможно в русле относительно спокойной и устоявшейся жизни агитбригады Биолого- почвенного факультета. "Случилось так, как должно было случиться" - в начале 1972 года на отделении почвоведения собралась "критическая масса" ребят с тягой к творчеству, не укладывающемуся в комсомольско-партийные каноны: Миша Балмазов , Коля Казаков , Витя Кобзев , Саша Костромин , Игорь Соловьев , Сергей Татулов , Саша Труфанов , Алла Гринь , Андрей Флёсс и другие. Пробовали силы в разных жанрах и часто небезуспешно. Сочиняли стихи, рассказы, всерьёз увлеклись студенческой самодеятельной песней. Появление собственного факультета и рост "самосознания почвоведов" вызвали взрыв творчества, и потянулись таланты. Форма, суть, традиции - всё это почвоведы в полной мере унаследовали от агитбригады Биофака. При этом произошло единовременное мощное вливание свежей крови в общее агитпоходное движение. Достаточно сказать, что в первый свой поход (зима, Архангельский-74) почвоведы пошли, не имея в своём составе ни одного агитпоходчика - чистота эксперимента на выживание! Эксперимент удался. Нужно признать, конечно, что с самого начала был и некий состязательный дух (сколько дали концертов, какое заняли место на смотре художественной самодеятельности МГУ и т. д.). В то же время, живая связь участников этих событий не прерывалась, более того, даже укреплялась и сохранилась до настоящего времени. Были и общие переживания, были и общие радости. Вспомним хотя бы битком набитую ББА на нашем отчётном концерте после Вологодского похода 1975 года: наконец- то была реализована давняя мечта и поставлен спектакль "Недоросль" с песнями Ю. Кима. Кстати, после этого события почвоведам был дан "зелёный свет" в университетский клуб КСП, а на двадцатом слёте (спустя годы) даже состоялось представление этого спектакля. Можно вспомнить здесь и печальное событие, связанное с тем же "Недорослем", когда почвоведы были лишены первого I места в смотре художественной самодеятельности МГУ по вине одного из факультетов, вдруг вспомнившего, что Ю. Михайлов это и есть Ю. Ким - в то время "персона нон грата" в университете. После "баранки" за спектакль мы оказались со своей I концертной программой лишь на пятом месте. Здесь уместно сказать, что всю самодеятельность факультета в то время представляла агитбригада.

Поэтому походные концертные программы ежегодно обновлялись и выставлялись на смотры художественной самодеятельности. Подобравшийся изначально достаточно сильный и ровный состав почвоведов- агитпоходчиков всегда позволял делать выбор в пользу тех или иных номеров, сохраняя и некоторую обязательность репертуара, существовавшую в то время. Среди лирико-публицистических программ следует вспомнить "Чили в сердце"; "Ах, Арбат, мой Арбат..." по Б. Окуджаве; "Кинематограф" по Ю. Левитанскому; "О времени и о себе" по В. Маяковскому. Среди полновесных спектаклей - "Недоросль" с песнями Ю. Кима и "Золушка" по Е. Шварцу, "До третьих петухов" по В. Шукшину, "Похождения зубного врача" и "С любимыми не расставайтесь" по А. Володину, "Пришелец-78" по Е. Шатько и "Агент 008". Была серия удачных постановок по К. Чуковскому: "Муха-Цокотуха", "Бармалей", "Доктор Айболит". Из серьёзных достижений нельзя не отметить титанически-кропотливую работу по созданию великолепных вокальных ансамблей ЖАНСа , ЖМАНСа и МАНСа и ни на что не похожего МАРАЗМАНСа (песни с картинками). Но какими бы ни были сильными и даже талантливыми исполнители, никогда не удалось бы создать подобный репертуар и тем более наполнить его необыкновенным духом созидания и сотворчества, неожиданными решениями и находками, если бы не Соня - Софья Александровна Шатова - бессменный режиссёр коллектива почвоведов с момента его возникновения в 1973 году и фактически до окончательной смены состава агитбригады в 1980 году.

Соня пришла к нам осенью 1973 года, когда наш коллектив стоял перед выбором - нужен нам режиссёр со стороны или нет. Многие тогда были уверенными в себе и режиссёрами, и сценаристами, и великими актёрами. Слава Богу, решили попробовать, а там, мол, посмотрим. Смотрины затянулись на долгие годы плодотворного, интересного, богатого на всякие приключения сотрудничества, а для многих просто дружбы с таким удивительным и мудрым человеком и талантливым режиссёром, как Софья Александровна Шатова.

Вначале Соня пыталась работать с нами как с профессионалами. Она заставляла оттачивать бесконечное число раз фразу, движение, жест. Многие просто не понимали, что от них требуется. Соня быстро сообразила, что работать с нами нужно по-другому, позволяя нам во время репетиций практически всё, но при этом умело просила закрепить именно то, что было ей нужно, отметая всё лишнее. В рамках закреплённого материала позволялась импровизация, без этого жизнь на сцене становилась скучной. В первом походе на определённые сценки Соня просто уходила в зал посмотреть, что же в этот раз новенького выкинут некоторые "профессионалы". И спустя годы можно утверждать, что с Софьей Александровной оказались связанными не только наши определённые сценические успехи, но для многих и выбор мировоззренческих и жизненных позиций.

В целом вся наша бригадная деятельность была определённой отдушиной в студенческой жизни. Несмотря на то, что факультет наш полевой и жаловаться на отсутствие впечатлений не приходилось (это и замечательные полевые практики, и удивительные экспедиции в разные утолки огромной страны), тем не менее, молодые натуры требовали чего-то и в семестрах- сессиях, кроме собственно учёбы и экзаменов. Возможности были разные, но особым богатством выбор не отличался. На фоне политического "благополучия и застоя" частичным выходом было относительно свободное творчество в рамках университетской самодеятельности, развивающейся, в том числе, в форме агитбригады и подпитывающейся "КСПшным" песенным движением .

Конечно, сама суть агитбригадного "розановского" направления сохранилась и в семидесятые годы, хотя и претерпела определенные трансформации. Стал отчетливым крен именно в сторону концертной деятельности, хотя лекционные программы сохранялись и развивались. В составе нашей агитбригады всегда были один-два лектора ( Света Озерская и Лариса Симонович ), при том что иногда в этом участвовало и полбригады. Но и сами концертные программы заметно изменились. Кроме собственно концерта (достаточно стандартный набор номеров - песни, танцы, пьески), обязательно было и второе отделение, представляющее собой драматическое костюмированное действо. Места проведения походов выбирались по возможности отдалённые и северные ("Южных краёв не надо..."), хотя были и исключения (Куйбышев, Курск, Крым). Время сглаживает конкретные различия между походами, сохраняя в памяти их общий дух и настрой. С другой стороны, каждый поход был, конечно, неповторимым явлением, долгожданным событием и требовал немалых затрат душевных и физических сил. По прошествии лет очевидны разноценность и разнокачественность каждого из походов. Для многих это был уникальный и неповторимый личный опыт, отразивший целый временной пласт, запёчатлённый в дневниковых записях и фотографиях.

Ссылки:

  • АГИТПОХОДЫ 70-х
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»