Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Валентина Рыжова: ЗАПОЛЯРНЫЙ МОРСКОЙ АГИТПОХОД

АГИТПОХОД - ЭТО ТРУД. Многие думают, что агитпоход - это только отдых, увеселительная прогулка. Конечно, развлечений в походе бывает достаточно. Вспоминаются наши волейбольные и футбольные матчи, ловля рыбы, праздник Нептуна, дни рождения и масса других весёлых эпизодов. Но прежде всего агитпоход - это напряжённая творческая работа. Не так-то легко выдержать в течение целого месяца тот бурный темп жизни, который у нас был во время похода. Каждый день начинался с линейки, на которой объявлялись благодарности, выносились выговоры и ответственный дежурный объявлял распорядок дня. Как правило, ежедневно нам приходилось давать по два, а то и по три, концерта длительностью не менее двух часов каждый. Помимо основного "взрослого" концерта, у нас была и детская программа, основную часть которой составлял кукольный спектакль "Гусёнок". Перед походом наши ребята целую неделю ездили в Образ-цовский кукольный театр, где режиссёр театра Беседовская поставила им этот спектакль. Он шёл в походе 14 раз и всегда имел у детей большой успех. Концертный репертуар постепенно пополнялся всё новыми номерами. Так, была поставлена первая сцена из "Женитьбы Бальзаминова" А. Островского, разучено много новых песен и ряд инсценировок. Из шести танцев нашей программы два были поставлены на борту "Ската". В этом большая заслуга Тани Оглоблиной , она очень хорошо смогла организовать это дело. Наш поход мы посвятили сорокалетию ВЛКСМ. Это отразилось и на программе - мы подготовили ряд серьёзных больших номеров. Много пришлось работать над отрывком из пьесы Лавренёва "Разлом", где впервые выступила Инна Хмель . Удачно выступали: дуэт девочек с третьего курса Нади Бундиной и Лены Студитской , а также скрипачка Таня Коссая , чьё выступление с восторгом принимали слушатели.

Удивительно, как вырастают люди во время похода. Приходит робкий первокурсник в бригаду и говорит, что он ничего не умеет делать. Он боится сцены как огня. Но проходит время, кончается поход - и все видят, как изменился этот человек. Он уже верит в свои силы и знает свои возможности. Этот поход был боевым крещением для нашего художника - Вадима Галактионова . Робким и скромным первокурсником пришёл он в бригаду. На сцене Вадим был занят мало, зато сколько души он вкладывал в рисование, художественное оформление концертов, в кукольный спектакль! Ему мы обязаны взрывами хохота у нашей газеты "По волнам". Он стал заядлым инициатором весёлых, остроумных мероприятий. Для однокурсника Вадима - Жени Смирнова - этот поход уже не первый. На этот раз он был мало занят на сцене, но каким вниманием и заботой окружал он бригаду в качестве завхоза! Сколько чуткости проявлялось в каждом его поступке и слове! Женя стал просто незаменимым человеком в бригаде. Так что всегда можно найти своё место в коллективе и быть полезным не только на сцене. Каждый день похода был насыщен до предела. В итоге, за 22 дня похода мы дали 33 концерта, 14 кукольных спектаклей и привезли 9 грамот за наши выступления, тетрадку отзывов о концертах и массу незабываемых впечатлений.

Вот и кончен поход, словно не был,

Новых встреч наступила пора... Нам уже очень трудно друг без друга... Разве можно обо всём написать? Тот, кто не может сидеть на месте, кого тянет в новые места, кто любит костёр и хорошие песни, кому доставляет счастье приносить радость людям и кто не побоится променять домашний уют на ветер и непогоду походных будней, тяжесть рюкзака за спиной, - тот сам пойдёт в агитпоход и скажет, что это замечательно! Написано в сентябре 1958 года студенткой четвёртого курса

Как много говорят эти три слова... О чём написать? О море ли, которое поразило нас своей красотой и разнообразием? А может быть, о суровой, но бесконечно прекрасной природе этого края? О друзьях ли, вместе с которыми прожили целый месяц? О людях, с которыми приходилось нам встречаться на протяжении всего путешествия? Или о тех минутах перед закрытым занавесом, когда волнуешься так, что сердце готово выскочить из груди, и только благодаря подбадривающим взглядам товарищей обретаешь смелость?

ПЕРЕД ПОХОДОМ. Мысль о поездке агитбригады вокрут Кольского полуострова родилась ещё зимой прошлого года. Далеко на Севере, за Полярным кругом в институте в Дальних Зеленцах работал выпускник нашего факультета, ветеран самодеятельности Лев Москалёв . К нему и собиралась поехать бригада. Собственно, это был только повод. Основная же наша задача была обслужить концертами, беседами, лекциями далёкие уголки побережья Кольского полуострова, куда добраться можно только летом, так как зимой Белое море у берегов замерзает, и жители некоторых селений полуострова и близлежащих островов бывают совершенно оторваны от Большой земли. На нас возлагалась большая и ответственная задача: мы были посланцами Большой земли, Москвы и университета, Ленинского комсомола. Не часто приходится жителям тех мест видеть спектакли и концерты, поэтому ждали нас с большим нетерпением и интересом. Не стану распространяться о тех трудностях, с которыми нам пришлось столкнуться при подготовке похода. Организация вообще дело очень трудное. Почти из сотни желающих пойти в этот поход надо было выбрать только 20-24 человека. Это казалось почти невыполнимой задачей. Трудно было репетировать во время сессии и в течение летней практики. И, как это часто случается, почти за две недели до отъезда выясняется, что наш аккордеонист не может ехать. Начинается всё сначала...

Я уже не говорю о том, с каким трудом нам удалось достать деньги па этот поход. Через сколько барьеров пришлось перепрыгнуть бригаде, прежде чем 3 августа 1958 года мы сели в поезд "Москва-Мурманск"!

В ПУТИ - С ДРУЗЬЯМИ ВМЕСТЕ. И вот мы уже мчимся мимо полей и лесов, мимо Карельских озёр, валунов и мшистых сопок. Вылезаем на станции Кандалакша . В порту поражает всё: и огромное количество разнообразных судов (они стоят в несколько рядов, борт к борту), и движущиеся над головой краны с грузом, и запах рыбы, который нас сопровождал потом всё время. Большинство из нас впервые на морском судне - всё необычно, всё хочется потрогать руками. Хочется полазить по трапам и верёвочным лестницам, обежать весь корабль от носа до кормы, залезть на все мостики, клотики и т. д., сунуть нос в любую дырку. Любознательность биолога проявляется и тут. Скоро "Скатик" стал для нас родным домом. Все с интересом, но и не без боязни ждали первой качки. Ещё бы! Ведь сколько говорили об этом в Москве, когда ещё только мечтали о походе. Но настоящего шторма нам так и не пришлось испытать (хотя представление о качке мы всё же получили) - неспокойное суровое Баренцево море встретило нас приветливо и ласково. Агитпоходы хороши тем, что совмещают очень многое, а этот поход - в особенности. Кто был хоть раз в обычном походе, знает, как сближают людей трудности и радости, пережитые вместе. Двадцать три друга имел каждый член бригады! Разный народ у нас собрался - и по возрасту, и по характерам, и по талантам. Рядом с людьми, давно закончившими наш факультет, побывавшими во многих походах, были и первокурсники, для которых этот поход был первым. Порой очень трудно было слить всё это воедино, не забывать о том, что ты живёшь в коллективе. И каждый знает, что на гензасе будет прямой, честный и откровенный разговор, где о неудачном номере в концерте или плохом поступке, если нужно, скажут, может быть, резко и обидно, но прямо в глаза.

НЕ БЫТЬ "ГАСТРОЛЁРАМИ". Главное, что сближало нас - это наши концерты. Невозможно передать ощущение того счастья, которое испытываешь, видя, что твой номер "идёт", понимая, что наше искусство доставляет радость людям. Самое главное - это вкладывать душу в исполнение номера, не превращаться в гастролёров. Это был наш девиз. И, несмотря на то, что общее число данных нами концертов (вместе с кукольными спектаклями) приближалось к пятидесяти (цифра совершенно колоссальная, по сравнению с другими походами), мы, кажется, не утратили присущей бригаде молодости, задора и огонька. Мы выступали перед различными аудиториями: были рабочие лесозаводов (Лесной, Умба), колхозники-рыбаки (Сосновка, Дроздовка), дети в пионерских лагерях, моряки военных кораблей и городские жители. Поэтому у нас не было одной постоянной программы, мы изменяли свой репертуар в зависимости от аудитории (в запасе мы имели программу часов на пять, и нам было из чего выбирать). Среди обычных, будничных дней были праздники. Нас всюду принимали хорошо, но были концерты, которые приносили столько радости, что хотелось полететь от счастья. Никто из нас не забудет молодёжного вечера в Умбе и двух дней в Гремихе, где мы дали 7 концертов. На всю жизнь в памяти останутся встречи с моряками на крейсере, подводных лодках и сторожевых военных кораблях.

Нам приходилось выступать в тесном матросском кубрике, где не было никакой сцены, где вся бригада должна была уместиться на двух квадратных метрах, и на открытой палубе, где мы дрожали от холода. Но как согревали нас искренние улыбки и аплодисменты наших зрителей. Выступали и на открытом причале, и на крошечных сценках в сельских клубах при свете керосиновых ламп, и на роскошных больших сценах с софитами и рамной в городских клубах. И всюду радостные лица зрителей были нам наградой.

Фото: Деревня Сосновка

В ЗЕЛЕНЦАХ. С большим волнением мы подходили к Дальним Зеленцам. Здесь были все свои - биологи, поэтому вдвойне нельзя было ударить в грязь лицом. В Зеленцах должна была произойти наша встреча с Л. Москалёвым - инициатором этого похода. К великому сожалению, на биостанции его не оказалось - он был в плавании у берегов Гренландии. Мы послали ему приветственную телеграмму.

Нас как биологов здесь ждало много интересного: мы познакомились с работой самого северного в мире Мурманского морского биологического института . Это самый молодой институт - он был создан только в этом году, раньше здесь была только биостанция. В институте ведётся много интересных исследований, и все они направлены на изучение закономерностей скоплений и миграций промысловых рыб в прибрежной зоне моря. В Дальних Зеленцах , да и вообще на протяжении всего похода, мы встречали много того, что приходилось раньше видеть только на лекциях как экспонаты. Огромнейшие медузы, морские звёзды и морские ежи, гребневики, бурые морские водоросли (фукусы и ламинарии) - всё это здесь мы видели в естественной обстановке. Мы плыли с юга, от Кандалакши к Мурманску, и поэтому имели возможность наблюдать, как изменяется окружающий нас ландшафт. Лесная полоса - здесь мы впервые увидели, что такое лесоразработки. Но лес кончается. Кашкаранцы - последний пункт переходной зоны. Дальше - тундра. Это прежде всего открытое пространство. Деревьев нигде нет, только изредка можно встретить совсем крошечную карликовую берёзку. А в основном это мох, морошка, черника, голубика, клюква и т. д. Цветов в тундре почти нет. Поэтому мы были очень тронуты, когда в Гремихе нам преподнесли букет северных цветов.

Ссылки:

  • МУРМАНСКИЙ (КОЛЬСКИЙ) АГИТПОХОД Лето 1958 года
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»