|
|||
|
"БУДЕТ ДВЕ ТЫЩИ КАКОЙ-ТО ГОД, А В СЕРДЦЕ АГИТПОХОД" (Возобновление агитпоходов на Биофаке)
Инна Русланова , Ольга Соколова Инна Новая волна агитбригадской деятельности поднялась на звенигородской практике 1987 года, когда Костя Неверов и Оля Соколова героическими усилиями собрали кучку первокурсников для Ленинградского похода . Усилия потребовались немалые, поскольку мы тогда почти ничего не знали об агитбригаде, а кое у кого уже были другие планы на конец августа. Тем не менее, в июле репетиции пошли полным ходом, и худо-бедно к середине августа была сколочена программа часа на полтора. Оля. Летний Питерский Юбилейный поход начался для меня в конце июля 1987 года, когда, высадившись на Ленинградском вокзале из поезда "Пояконда- Москва", я позвонила на Биофак. Трубку поднял Костя Неверов . - "Наконец-то! Почему так поздно? Ну ладно, вечером - репетиция, в августе - поход!" " - А... Хорошо, хорошо, увидимся "под коровами"". И началось. К тому времени у нас с Костей было по четыре похода, но все остальные - новички! Времени было в обрез, утром мы приходили в ББА репетировать О'Генри, вечером "под коровами"- надоедали кафедре цитологии своими танцевальными выкрутасами. В свободное от репетиций время шили фуляры (сиреневые, с фиалками). Это надо было подготовить в тайне от первокурсников. Наконец - день отбытия. Рюкзаки, продукты, знамя, костюмы и прочее было сначала притащено на Биофак, и оттуда своим ходом все уже двинулись на Ленинградский вокзал. "Что ни год - то поход..."- запели новички. Костя развернул фиолетовое знамя с дятлом и звездами... Инна. В Питерском походе нас было 13, при этом только двое - Костя и Ольга - имели представление о биофаковском агитпоходе, остальные 11 человек - зелёные новички - оказались там впервые. Марьяна Соколова , двойняшки Таня Гребенникова и Наташа Гребенниковы , завтанцами Ольга Соколова , её подруга Вика и я, завпеньём, - это девичий состав. Мальчишек удивительным образом оказалось больше, чем девиц. Кроме командора Кости Неверова , в поход пошли комиссар Володя Русин , заврек и нарком Серёга Крылов , Лёша Клименко , завконцерт Дима Апыхтин . Ольга и я взяли с собой младших братьев. Ольгиному Паше едва исполнилось 17, и ему пришлось исполнять обязанности завхоза(!); а моему Юрику, назначенному "бухгалтером", было 14 лет, что приводило зрителей в неизменный восторг: "Какой молоденький студент МГУ! Наверное, юный гений". Возвышенный и удивительно романтический тон всего похода был мастерски задан Костей ещё на Ленинградском вокзале: знамя, настоящее, фиолетовое, с Желной и вышитыми золотыми звёздами, командорская чаша, строгая последовательность исполняемых песен, и особенно - церемония повязки фуляров - всё это кружило голову и захватывало дух. Мы вдруг ощутили себя неким единым целым, летящим в одном вагоне, как Бременские музыканты, "навстречу новым приключениям". Оля. Многое в походе лежит на плечах командора . Он не только должен организовывать выступления, ночлеги и согласовывать перемещения из конца в конец района или области (а то и края). Походы агитбригады Биофака часто запоминались всевозможными экскурсиями и посещениями музеев. Питерский поход был в этом смысле почти уникальным. Мы проехали через Иван-город (граничащий с Нарвой), где два средневековых замка смотрят друт на друга через речку, шириной не более полёта стрелы. В Иван-городе мы побывали в реставрируемой церкви. Как звучали под белокаменными сводами голоса наших девочек, певших романсы! Далее последовала Гатчина - дворец Павла I , только что открытый после реставрации (разрушенный в 1942 году). Репетиция танцев - на подстриженной лужайке. Петродворец - бывшая дача Бенуа, очаровательный двухэтажный особняк, с зеркалами во всю стену, на одну ночь полностью предоставленный агитбригаде! Тихий шелест волн Финского залива, набегающих на берег, и девушки в белых платьях до полу, танцующие вальс. Инна. Ещё в Москве Костя всю ночь талдычил нам про трудности и сложности похода, про тяжесть полевых условий, про то, что нам предстоит жить, в лучшем случае, в школьных спортзалах, питаться сухарями и супом из пакетиков и при этом давать по три-четыре концерта в день, да так, чтобы зритель не заметил никаких погрешностей в выступлениях. Как же громко бедный Костя ругался, когда первым нашим пристанищем оказалась шикарная гостиница на берегу Нарвы с красными ковровыми дорожками и зеркалами с канделябрами! У моего братца-восьмиклассника оказался отдельный номер "люкс". "Это безобразие! - кричал командор. - Первый поход должен воспитывать характер! Новички должны учиться преодолевать трудности!" "Безобразие"длилось недолго. После нарвского дворца мы перекочевали в гостиницы так называемого четвёртого класса, или, как у нас их именовали, "удобства - 300 метров на восток". В Гатчине, помнится, нас поселили на пятый этаж ПТУ-шного общежития, на четырёх нижних этажах которого шёл капремонт. Страшно пахло краской, из стен повсюду торчали голые провода, так что можно представить головную боль наших дежурных, которым надо было и еду приготовить, и 220-ю вольтами по пальцам не получить. При этом на пятом этаже не было ни единой двери. Нигде. В "бухгалтерию" ходили по двое, и "двери"- реквизитные цыганские шали - носили с собой. Недорепетированные песни и, к ужасу обитателей гостиниц, танцы доводились до ума там же, прямо в холлах и, естественно, по ночам. После десятого концерта устроили капустник, там же, в гостинице четвёртого класса, и этот вечер запомнился как самый удивительный и плодовитый по части переделок походных песен, танцев и драмы. Именно там, например, родились переделки "Отчего у нас сегодня взбудоражен наш завхоз?", "За вином я хожу" на мотив "Со вьюном я хожу". "Эта песня - для сердца отрада, её поёт биофаковский хор агитбригада моя, агитбригада и наш славный дружок - командор!"на мотив "Колорадо моё, Колорадо"и т. д. и т. п. Поскольку подавляющее большинство участников, включая завжанрами, были зелёными новичками, поначалу все как огня боялись сцены. Тем не менее концерты проходили, признаться, гораздо удачнее, чем концерты последующих походов. Во всяком случае, в Питере я не помню откровенной халтуры, в чём, конечно, велика заслуга "стариков"- Оли и Кости. Питерская концертная программа в основном состояла из номеров, доставшихся нам по наследству от Алтайского похода 1985 года, и, насколько я понимаю, нескольких предыдущих походов с участием Оли и Кости . Костя ставил всю драму, Ольга - танцы. Впрочем, они оба ставили и то, и другое. К тому времени мне посчастливилось уже некоторое время попеть в хоре Нины Николаевны Орловой и получить несколько мимолётных уроков гитары у Татьяны Валентиновны Кузнецовой , поэтому на меня - новичка! - в первом же походе свалили всё пеньё, чем я ужасно горжусь по сей день. Ссылки:
|