|
|||
|
Беспосадочный перелет из Москвы в Америку: ожидание разрешения полета
Шла зима тридцать шестого. Нас по-прежнему тянуло к бескрайним просторам воздушного океана, к вольным и далеким льдам Арктики. Мы мечтали о беспосадочном перелете из Москвы в Америку. - Принимайтесь, ребята, за работу,- говорил Чкалов.- Я возьму на себя хлопоты о разрешении, а вы осмотрите самолет. Составьте подробный список того, что нужно на нем переделать. Часто длинными вечерами потихоньку беседовали мы, не возбуждая подозрения у жен и не прекращая своей основной работы. Байдуков и Чкалов по-прежнему испытывали новые самолеты. Я обучал штурманов искусству воздушной навигации. Но каждый из нас думал про себя: "Разрешат или откажут?" Все же мы продолжали упорно работать над собой и готовить самолет. "Разрешат- будет кстати проделанная работа. Откажут - тренировка, кроме пользы, ничего не принесет". И все это время настойчиво добивались через Главное управление авиационной промышленности разрешения на перелет. Чкалов и Байдуков побывали у наркома обороны К. Е. Ворошилова, заручились его согласием и поддержкой. Однако мы все еще слышали заявления о том, что район Северного полюса не изучен, неизвестно, мол -, какая там погода. Если неблагоприятная погода заставит экипаж совершить вынужденную посадку на лед, говорили нам, то помощь оказать будет трудно. Нам очень помогло то обстоятельство, что весной 1937 года готовилась в Арктику большая экспедиция Северного морского пути . Четыре многомоторных самолета должны были вылететь из Москвы к Северному полюсу. Но так как тяжелые самолеты не способны пройти такое большое расстояние без пополнения горючего, решено было для будущей экспедиции организовать базу на острове Рудольфа (архипелаг Франца-Иосифа) . От него до полюса 900 километров тяжелого пути. Мы тщательно изучали, как готовится экспедиция, и старались использовать опыт полярников, в особенности в отношении одежды, выбора продовольствия, приготовления пищи и способов передвижения в Арктике. С нетерпением ждали вылета экспедиции О. Ю. Шмидта. Неожиданно Валерий пригласил меня с Байдуковым к себе и торжественно объявил: - Ребята, начинаем готовиться вплотную. Разрешение на вылет получено. Затем он назвал срок вылета, который мне показался несоответствующим нашим предположениям. - Да ты, Валерий, проверь. Так ли это?..- уговаривал его Георгий. Но Валерий вместо проверки уехал на аэродром и там тоже рассказал, что перелет разрешен. На следующий день я и Георгий стали упрашивать Чкалова проверить полученные сведения. Так и оказалось: они были ошибочными. Впрочем, это обстоятельство помогло нам продвинуть вперед подготовительные работы. В это время эскадра кораблей экспедиции Шмидта перелетела в Амдерму, а оттуда на остров Рудольфа. Наступил май. Закончился традиционный воздушный парад. У меня в связи с ним было много работы. Георгий задался целью установить новый советский и международный рекорд скоростного беспосадочного полета с грузом в пять тонн. Я принял участие в тренировке. Но в решительный полет - Москва- Мелитополь-Москва протяжением 2000 километров мне пойти не удалось. Самолет под управлением Байдукова и Кастанаева покрыл расстояние в 2002,6 километра за 7 часов 8 минут 11,7 секунды со средней скоростью 280 километров 246 метров в час. У Валерия выдалось несколько свободных дней, и он уехал отдохнуть и поохотиться: еще не прошел тетеревиный ток. В один из этих дней неожиданно позвонили но телефону на квартиру и вызвали в Кремль, но быстро найти Валерия было невозможно. - Тоже охотник! - сердился на него Георгий, когда Валерий вернулся. Показывай, чего убил там? Чкалов отшучивался: - Как ни выстрелю - дробь кольцом около птицы. Ни одна дробинка не угодила! Валерий ходил как в воду опущенный, негодовал на несвоевременную поездку. Разрешения все не было. 21 мая самолет М. В. Водопьянова доставил четырех зимовщиков на Северный полюс . Молнией облетело весь мир сообщение о блестящей высадке советской экспедиции на дрейфующую льдину. И. Д. Папанин , П. П. Ширшов , Э. Т. Кренкель , Е. К. Федоров остались на ней с запасом продовольствия и научными приборами на много месяцев. Чкалов тогда не выдержал и позвонил Молотову . Он просил его сообщить, каково же мнение Сталина о нашем предложении лететь в Северную Америку. - А как у вас с материальной частью? - спросил Молотов. - Все готово. - Как все готово? Ведь разрешения нет! - А мы на всякий случай... Молотов рассмеялся: - Хорошо, товарищ Чкалов. На днях обсудим ваш вопрос. И действительно, через несколько дней, 25 мая, Чкалова вызвали к телефонному аппарату и сообщили, что нас приглашают на совещание в Кремль. Я в этот день был в полете. На совещание поехали Чкалов и Байдуков. Только поздно вечером, когда я пришел к Чкалову, у которого уже был Байдуков, они, перебивая друг друга, рассказали мне о том, что было в Кремле. Еще по дороге в Кремль Чкалов и Байдуков самым тщательным образом подготовились к своему докладу. Наиболее "спорным пунктом" оставался вопрос о том, как сказать, что машина уже готова к перелету. - Наш доклад должен быть кратким и убедительным,- говорил Чкалов. Надо все рассчитать по минутам. Они так спешили на прием, что позабыли получить пропуска и вспомнили о них только в воротах Кремля. Остановили машину в раздумье. Как быть, не вернуться ли за пропусками? Но подошедший дежурный взглянул на них и, улыбнувшись, сказал: - Пропусков не надо. Вас уже ждут. Чкалов и Байдуков вошли в зал, где кроме них было много летчиков. В 16 часов за дверью послышались шаги и голоса, и в зал вошли Сталин, Молотов, Ворошилов. Байдуков начал рассматривать кабинет Сталина и заметил у него на письменном столе модель нашего самолета. У Байдукова сразу же отлегло от сердца. Иосиф Виссарионович, поглядывая на них с улыбкой, спросил: - Что, опять земли не хватает? Опять собираетесь лететь? - Да, товарищ Сталин,- ответил Чкалов,- время подходит, пришли просить разрешения правительства о перелете через Северный полюс. Все сидящие за столом смотрели на них и улыбались. - Куда же вы собираетесь лететь? Кто будет из вас докладывать? - вновь спросил Сталин. Чкалов начал рассказывать наши планы и просить разрешения совершить перелет. - Экипаж - наша прошлогодняя тройка,- сказал Чкалов,- готов к полету, самолет также приготовлен... Он дал характеристики нашего самолета, на котором можно было бы совершить полет через Северный полюс в Северную Америку. Напомнил, что свой предыдущий полет мы прервали из-за метеорологических условий, имея в баках тонну бензина. И так увлекся, что едва не рассказал о том, как, пролетая над Землей Франца-Иосифа, мы чуть было не решили изменить курс и лететь через Северный полюс в Америку. Байдуков быстро дернул его за пиджак, он замолчал, но Сталин, улыбаясь, сказал: - Продолжайте, товарищ Чкалов. Второй раз дернул его за пиджак Байдуков, когда он проговорился о "контрабандных" работах. Позабыв об уговоре, Валерий незаметно для себя рассказал о том, что все подготовительные работы уже сделаны. Байдуков даже изменился в лице, но опять раздался голос Сталина: - Продолжайте, товарищ Чкалов. "А вдруг мы поспешили с подготовкой?- с тревогой подумал Чкалов. Ведь постановления-то правительства еще нет". Взглянул на Байдукова - в глазах у него та же тревога. Беседа длилась уже более полутора часов. Сталин спросил одного из руководителей авиационной промышленности: - Так, значит, как обстоит у них дело с машиной? - Они давно готовы, товарищ Сталин. Ведь вы слышали. - Да, слышал,- рассмеялся он.- Впрочем, я об этом знал раньше. На душе у Чкалова отлегло. Значит, Сталин знал о нашей подготовительной "контрабандной" работе. Ну, а если знал о подготовке, значит... - Что же, разрешим перелет? - спросил Сталин у присутствующих на совещании. Молотов и Ворошилов сразу же согласились.
Принципиально дело было предрешено. Однако Сталин, немного подумав, сказал, что все же следует вызвать и спросить мнение непосредственного руководителя авиационной промышленности... Ожидая приезда руководителя авиационной промышленности, он начал расспрашивать моих друзей о самолетах, которые они испытывали. В частности, Байдукову пришлось рассказать о новой машине, на которой он недавно установил два скоростных международных рекорда. Затем разговор перешел на боевые свойства наших истребителей, американских самолетов. Сталин подробно интересовался, что можно взять у американской авиации, чему у них следует поучиться. В дружеской беседе присутствующие сравнивали свои самолеты с американскими, находя в последних хорошую отделку и поучительные мелочи, которые нам следует перенять. - Товарищ Чкалов, на нашем самолете все-таки один мотор...- заметил Сталин,- Этого не надо забывать. - Но мотор отличный. Это доказано, и нет оснований беспокоиться. А кроме того,- пошутил Чкалов,- один-то мотор - сто процентов риска, а четыре- четыреста. Присутствующие засмеялись. Наступал самый решающий момент, Сталин, задав еще несколько вопросов, немного задумался, а потом сказал: - Я - за! Когда первый пункт решения правительства о перелете был записан, Сталин предложил пункт о том, чтобы обязать экипаж в случае прямой опасности произвести немедленную посадку. Ссылки:
|