|
|||
|
СССР дает задание - постртить сверхзвуковой самолет
Сразу же после того, как стало известно о полетах Белл Х-1 , наши конструкторы получили задание: срочно решить - сначала хотя бы в принципе, - можно ли будет в ближайшие годы построить тяжелый самолет, весом больше ста тонн, с длительностью полета пять - шесть часов без дозаправки топливом в воздухе, со скоростью в две - две с половиной скорости звука? Сводная группа ведущих авиационных специалистов, собранных из разных НИИ и ОКБ, обследовала тогда, как было объявлено, абсолютно все мыслимые схемы пилотируемых, то есть управляемых человеком, атмосферных летательных аппаратов и пришла к заключению: невозможно! В природе не существует пригодная для такого полета схема. Однако другие специалисты, и в их числе опять Александр Сергеевич Москалев , не поверили в столь категорическое "невозможно", провели на свой страх и риск очень трудоемкое и дорогое так называемое комплексное исследование темы силами нескольких организаций, со многими сотнями опытов, продувок моделей в аэродинамических трубах, и нашли, нащупали нужную схему самолета. Поехали в Москву защищать проект. И в Москве узнали, что в это же самое время Роберт Людовигович Бартини без особенно дорогих продувок и вообще существенных затрат нашел очень похожую схему. Главным образом - "вычислил" ее. От их схемы она отличалась незначительными деталями. "Н - ну, было приблизительно так. - сказал Бартини, дочитав мою черновую рукопись до этого места, и недовольно отодвинул ее от себя. Не понравилось ему, смутило его, что он получился героем, представал в некоем ореоле. А он чудес не творил, иначе незачем было бы разбирать и пытаться перенять его методы. Да и неправильно называть их - его методами; он лишь пользовался ими последовательно, больше пятидесяти лет, и, как правило, успешно (примеры этих успехов я здесь освобождаю от многих необязательных, мне кажется, подробностей, особенно технологических). Таков же вывод и А.С. Москалева . "Нет сомнения, - пишет он мне, - что у Роберта Людовиговича была громадная интуиция, знания и талант ученого и конструктора. Свою работу он показал нам на конференции в 1961 году, и мне неизвестно, когда он до нее додумался, но мы принципиально такое же решение предложили в 1953 году. Вот тогда и было проведено комплексное исследование темы, - мы здесь первые, американцы потом назвали такие исследования комплексным анализом - оптимизированы параметры, режимы и т.д." Думаю, что приоритет здесь легко не установишь, да и не в нем дело. Документы свидетельствуют, что оба решения были найдены практически одновременно, - первый отчет - рукопись Р.Л.Бартини в списке 72 отчетов по этой теме датирован 1952 годом, так что шли конструкторы одним путем независимо друг от друга. И когда у Бартини появилась возможность проверить свою найденную "на кончике пера" схему в опытах, он сделал это незамедлительно, с большой пользой. Провести дорогие эксперименты ему помог Сергей Павлович Королев .
Ссылки:
|