|
|||
|
"Повесть о жизни" Бартини
Свою повесть Роберт Людовигович большей частью читал мне вслух, поскольку до перепечатки это была густая машинопись, через один интервал, без полей, со множеством исправлений и почти неразборчивых вставок от руки. А доходя до лирических описаний житья - бытья в Фиуме, Риме, Венеции, иногда откладывал страницы: - Ну, там, сами понимаете, особняк, парк, а также еще это, по - нынешнему - обслуживание? Может, я кое - что лишнее отсюда выброшу, чтобы не мешало. В самом деле, очень уж далеко отстоят друг от друга маленький итальянский мальчик с кудрями до плеч, в черном бархатном камзольчике с кружевным воротничком, и один из руководителей Опытного конструкторского бюро, самолетостроитель, гражданин СССР. Главный конструктор усмехнулся, когда его спросили, не чувствует ли он все еще у себя на плечах этот бархатный камзольчик, хотя бы по временам, - ведь все мы иногда вдруг спутешествуем в детство и почувствуем себя так, словно нам совсем мало лет? - Разве Бартини - итальянец? Если рассматривать человека как биологическую особь, как собрание клеток, то за годы, что я прожил в Советском Союзе, все мои клетки успели смениться минимум трижды, давно ушли в землю все вещества, из которых я был когда - то составлен, и, значит, перед вами не итальянец, а русский. "Мальчик в теплом средиземноморском городе гуляет с собакой, старой умной Алисой, в саду при вице - губернаторской резиденции, по лужайке, окаймленной искусно подстриженными кустами, поднимается по мраморной лестнице дома, идет в отцовскую библиотеку, куда вход разрешен только ему, Роберто, достает фолианты из темных шкафов, листает их. Отрывается от книги, прислушивается, как на своей половине играет на рояле донна Паола, мама" "Главный конструктор, жесткий человек, облеченный большой властью и такой же ответственностью, выходит из подъезда на широком проспекте в Москве, поеживаясь, прячет лицо в воротник от косо летящего ноябрьского снега, садится в машину. В то утро мы условились, что я снова приду к нему дней через десять. А через неделю его не стало. И я вспоминал и вспоминал потом его интонации, знакомые до мелочей привычки и жесты. И по - новому слышались - нет, словно виделись в старом немом кино - его такие недавние рассказы. "Роберто ди Бартини в Венеции, в компании молодых аристократов, веселящихся на карнавале, расспрашивает артиста, мага - гастролера, о его таинственном искусстве: шарлатанство оно или наука? Маг говорит: "Примерно пополам" , - и предлагает обследовать присутствующих на предмет обнаружения у них свойств, называемых телепатическими. Хохот, от которого звенят синеватые хрустальные бокалы. "Сообщение в "Известиях", в вечернем выпуске 8 августа 1967 года: В Кремле 8 августа группе товарищей были вручены ордена и медали Советского Союза. Ордена Ленина за заслуги перед Советским государством вручены Маршалу Советского Союза В.Д. Соколовскому, министру судостроительной промышленности Б.Е. Бутоме, министру радиопромышленности В.Д. Калмыкову, генералу армии П.И. Батову, тов. Р.Л. Бартини, постоянному представителю СССР в Организации Объединенных Наций Н.Т.Федоренко". Тов. Р.Л. Бартини? Больше ни слова. Конечно, это диктовалось необходимостью. Он очень торопился в последние годы. Некоторые свои работы он закончить не успевал, понимал это и спешил, насколько это позволяли уходящие силы (помните? - "Я его прошу: ну, пожалуйста, ну еще немного постучи!"), довести их до наивозможной ясности, надеясь, что кто-то ими заинтересуется, закончит их после него. Поэтому на четвертом этапе своей жизни, после 75 лет, он еще больше упростил свой быт, экономя часы, минуты, и в то же время стал чаще видеться с людьми. Поэтому и повесть писал, хотя и урывками, вставляя в нее популярные рассказы о сложных научно - технических делах. А в одно из наших ночных бдений я нашел в бумагах Бартини несколько сколотых булавкой листков - рассказ о его первом вечере в московском общежитии. Он вспоминал с позиций гораздо более позднего времени о прошлом и пытался угадать будущее; это были размышления уже много пережившего человека, скорее всего - заготовка для повести. Бартини писал, что, когда он вступил в компартию, в 1921 году, его отец был уже государственным секретарем Итальянского королевства [ 7 ]. С отцом пришлось расстаться. Без ссоры, но решительно. Больше они не виделись, только изредка переписывались. Мама Паола давно умерла. В Аббации , дачной местности недалеко от Фиуме, снимала виллу мамина сестра, одинокая тетя Елена , единственный родной человек, с которым Роберто встретился, вернувшись из русского плена. Он был на нелегальном положении, поэтому сначала послал к ней мальчонку из булочной и, расцеловавшись, объяснил, что в лагере под Владивостоком, в офицерском бараке, числился "совверсиво" - бунтарем, большевиком и, значит, упаси ее бог проговориться о его плене! Он просто надолго уезжал по своим делам. Все в этих местах оставалось прежним, замерло, ничего не изменили в здешнем укладе война, революции, перекраивание карт. Это был Мировой славы курорт на берегу теплой бухты, с трех сторон отгороженной от остального континента изогнутым горным хребтом, прикрывшим ее от северных ветров. Праздная толпа на улочках, островерхие крыши каменных домиков, наклоненная к морю площадь с церковью. На паперти калеки, нищие в лохмотьях. Чистый звон колокола: клим - клан, клим - клан. Внутри храма длинные, потемневшие за столетия скамьи, запах ладана, в высоких витражах тусклый свет угасающего дня. С площади Роберто поднялся к бывшей отцовской резиденции, постоял у решетчатых ворот. Рассмотрел сквозь решетку уходивший за дом сад - мама любила гулять там с черной вежливой Алисой, а подросший Роберто катался по дорожкам верхом на пони. Представил себе покои дома: свои комнаты, будуар донны Паолы с легким запахом туберозы, маминых духов, кабинет отца. В кабинете - застекленные книжные шкафы до потолка, удобные тяжелые мягкие кресла вокруг стола с резными, красного дерева, подставками для книг, бронзовые часы, их гулкий бой, большую картину с дубовой ветвью внизу рамы: эпоха Рисорджименто (национально - освободительное движение итальянцев) , казнь тринадцати пьемонтских генералов повстанческой армии. Австрийскому сановнику надо было иметь достаточно отваги, чтобы держать у себя подобную картину! Пасмурный рассвет, столбы с перекладинами, свисающие с перекладин веревки. Бартини - старший рассказывал сыну, кто и как выращивает пшеницу, строит дома и исцеляет болезни; чего требовали рабочие элеватора, прошедшие однажды с красными флагами по улицам Фиуме. Рассказывал, по каким законам движутся в небе планеты и звезды и что за сила подняла в воздух аэроплан, пролетевший как - то в воскресенье над бухтой; и почему оскудел некогда могущественный род князей Скарпа, соседей Бартини.
Поднявшись выше, на каменистую площадку, Роберто увидел вдали полузакрытые дымкой острова, пригороды, порт, гостиницы, пансионаты в лавровых рощах, на несколько километров протянувшийся вдоль извилистого берега деревянный помост, а дальше - белые яхты, катера, лодки. Плавать Роберто выучился в купальне "Анджолина", защищенной сеткой от акул, гимнастике - в спортивном клубе "Кварнеро" . Мог в любое время, если ветер был не слишком крепок, выйти в море на вице - губернаторской двухмачтовой шхуне. Тренер по плаванию Карло называл мальчишку "ваша милость"; пожилой, дважды побывавший в кругосветном плавании капитан шхуны при появлении "его милости" брал под козырек, в пути старательно объяснял свои команды и действия матросов. Изучив корабль, назначение и устройство оснастки, Роберто построил модель шхуны, капитан очень ее хвалил. Развитие человека должно быть гармоничным, считал барон Лодовнко , воспитание - трудовым, и его наследник был постоянно занят, к огорчению друзей - Бруно, Ненко, красивой Джеммы. Книги, школа, работа, спорт? И опять можно задаться вопросом: а не правильнее было бы деловому человеку забыть все, что минуло. Ну хорошо, допустим, что-то сказать об этом в повести следовало, как о факте из биографии,- но по крайней мере без "лирики" Он ведь порвал с прошлым; значит, ни к чему такие воспоминания начальнику отдела Научно - опытного аэродрома, что на Ходынке в промерзшей Москве, и, тем более, главному конструктору в конце его нелегкой жизни! Ничего из прошлого Бартини не забывал. То, что случилось с ним в первые двадцать пять лет жизни, было связано с его настоящим. И, сравнивая себя в прологе со звеном в длинной цепи своих предков и потомков ("Стык грядущего и прошедшего"), он пишет: Каждый миг вечен. Неразрушимо звено Неразорванной цепи Вечного свершения. В нем я живу. А его цепь переплетена с другими, со множеством других, и это сплетение тоже не прерывается нигде. Оно единое, целое: Вселенная существует во мне неотделимо. Как в шаровом зеркале, весь мир во мне отображен. Впрочем, стихов в повести мало. Ссылки:
|