|
|||
|
Бардин И.П.: не желанный ребенок в семье портного, выращен бабушкой и тетей
По словам матери, ребенок родился на два месяца раньше положенного срока. Много дней его держали на печке, завернутого в вату. Первого ноября (ст. ст.) 1883 года рождение было засвидетельствовано православной церковью: у портного села Широкий Уступ Аткарского уезда Саратовской губернии Павла Дмитриевича Бардина и его жены Дарьи Михайловны появился сын, в соответствии со святцами он наречен Иваном. Были ли рады родители появлению на свет своего первого ребенка? Много лет спустя, восстанавливая в памяти картины своего детства, Иван Павлович приходит к выводу - нет, они были скорее всего - напуганы! Сын родился без волос и ногтей, со сморщенными бесформенными ушами, лицо его очень мало чем походило на человеческое. Все это так поразило молодых родителей (матери, когда она вышла замуж, было всего шестнадцать), что они сразу же махнули на ребенка рукой, не уделяли ему никакого внимания. Вид первенца и пугал и отталкивал. Спасла внука бабушка со стороны матери. Она да еще младшая сестра матери, Саша, и выходили мальчика. Эта с трудом объяснимая неприязнь родителей, к своему первенцу осталась и позднее, когда семья пополнилась его братьями и сестрами. "Отец и мать,- с горечью вспоминал Иван Павлович,- относились ко мне как к какому-то неполноценному существу. Появившиеся после меня дети физически были крепче меня, и симпатии родителей были на их стороне. Отец и мать всегда говорили, что вот они - "настоящие дети", быстро усваивают все премудрости жизни, а я - "недотепа", "никудышный". Такое подчеркивание моей никчемности, непригодности к чему- либо дельному ярко чувствовалось до тех пор, пока я не остался в семье почти один. После того как почти все дети умерли, отношение родителей несколько изменилось". Воспитание ребенка ограничивалось внушениями вроде: "с родителями нужно разговаривать на "вы", мать называть маманей, а отца - папаней", "дружить следует: с детьми, что ходят в гимназию, носят мундирчики, а родители их имеют свои дома". На всю жизнь запомнил мальчик одну из тех обид, которые так остро воспринимаются в раннем детстве. Было это уже в Саратове, куда перебрался в поисках лучшей жизни отец, Павел Дмитриевич . Однажды он принес домой лимон. Дети впервые увидели этот южный плод. За чаем глава семьи стал делить его между всеми. Каждый получил по кусочку, а Ивану отец дал лишь самую шишечку плода. От огорчения тот заплакал. "Родители стали смеяться надо мной". Мальчик убежал из-за стола и забился в угол. Острая обида переполняла его маленькое сердце. Вряд ли ли мы будем правы, если решим, что родители будущего академика были людьми бессердечными, что издевательство над собственным ребенком доставляло им удовольствие. Нет, правда заключалась в том, что они были типичными представителями среды, где каждодневное бытие людей заполнялось борьбой за свое маленькое благополучие, за то, чтобы сегодня и завтра было чем накормить семью, наконец, обязательно, чтобы все было "как у всех". Это был серый, неисходный и жестокий мир людей, которые всю свою жизнь "выбивались в люди", у них незаметно для себя исчезало все, что было связано с теплотой отношений, остротой восприятия чужой и своей боли. Конечно, и в этом мире не все были одинаковы. Словно для того, чтобы показать богатство человеческих натур, он рождал характеры цельные и светлые, людей, шагавших по своему, ой какому нелегкому, жизненному пути с доброжелательной улыбкой ко всему, что их окружало. Родители Вани Бардина не принадлежали к таким людям. Окидывая взглядом детские годы академика Бардина, нельзя не увидеть, как много у него общего с детством Горького . И тот и другой прошли полный курс самого важного университета - университета жизни, испытали все "прелести" мира, в котором им пришлось расти и учиться, чтобы затем подняться над этим миром, погубившим столько талантов, коими всегда была щедра наша Родина. Отец Ивана Павловича был сыном довольно зажиточного человека. Дмитрий Николаевич Бардин занимался винной торговлей. В его доме широко применялись неразумная строгость, а подчас и жестокость в обращении с детьми. Побои, заключение в погреб были постоянными спутниками детей. Владелец винной лавки был женат дважды. От первого брака родились трое сыновей - Павел, самый старший, Филипп и Илья. Овдовев, дед снова женился, от второго брака - еще один сын, Иван. Как только у отца появилась новая жена, для детей от первого брака дом сразу же стал чужим. Первым не выдержал старший. Будущий отец Ивана Павловича убежал из дома, когда ему еще не было пятнадцати. Второй, Филипп, был сдан в солдаты, как только подошел его срок. Вернувшись, он занимал "высокий пост" сторожа водоразборной будки. А Илья избрал себе наиболее легкий путь. Здоровенный детина, он ходил по "святым" местам, увешанный всевозможными религиозными амулетами, в монашеской одежде. Привозил с собой крестики, иконки и продавал их не без выгоды для себя по деревням. Илью не любили. - На тебе землю бы пахать. Только девок портишь!- часто неслось ему вслед. Сбежав от родителей, Павел определился учеником к сельскому портному и через два года уже самостоятельно шил несложные носильные вещи. Обладая незаурядными способностями к разного рода мастерству, да к тому же человек трудолюбивый, он не только шил, но и сапожничал, умел сложить печь, поставить дом, даже неплохо рисовал. Учиться ему не удалось. Познакомившись с азбукой уже взрослым парнем, отец Ивана Павловича так и не смог осилить грамоту, до конца дней писал со множеством орфографических ошибок. Безрадостное детство в родном доме, ранняя самостоятельность, тяжелый хлеб подмастерья - все это наложило отпечаток на характер Павла Дмитриевича. Он был человеком замкнутым, Лишь временами, когда, оторвавшись от работы, гулял с приятелями, его замкнутость исчезала, появлялся совсем другой человек. Нередко "развлечения" носили очень бурный характер. На Дарье Михайловне Бородачевой , будущей матери Ивана Павловича, он женился без согласия родителей, как своих, так и невесты, что в те времена случалось не часто. И если протест против брака был понятен со стороны родных отца Бардина, то странным казался отказ родителей Даши. Дело в том, что в семье Бородачевых отношение к детям было совсем иным. Никто не испытывал страха и трепета перед родителями, перед бабушкой и дедушкой. Младшие с уважением относились к старшим и не боялись, что могут быть наказаны за какую- нибудь шалость или провинность. У деда Ивана Павловича со стороны матери - Михаила Егоровича Бородачева - было шесть братьев и одна сестра. Все они жили в Широком Уступе, жили дружно, часто ходили друг к другу в гости, помогали. Отцы и дети имели одинаковое право голоса, и даже, пожалуй, молодые пользовались большим авторитетом, чем старики. Раньше Бородачевы были крепостными помещика Балашова . Старшим среди братьев был Михаил Егорович. Главным его занятием было садоводство и цветоводство. Односельчане любили Михаила Егоровича, однако когда он что- то советовал, к этому относились весьма скептически. Сам советчик "не умел жить". В молодости он был довольно состоятельным - по деревенским масштабам - человеком, но, не обладая качествами прижимистого мужика, постепенно дошел до полного разорения. На закате своей жизни Михаил Егорович остался без каких- либо средств к существованию и вынужден был зарабатывать себе кусок хлеба у того же помещика Балашова или у других помещиков, нанимаясь садовником. Из двух его дочерей только одна, Александра Михайловна , получила небольшое образование и работала учительницей в школе. Мать будущего академика, Дарья Михайловна, осталась малограмотной. Когда в семье Бардиных родился недоношенный первенец, самое горячее человеческое участие в его судьбе, как уже было сказано, приняли бабушка и сестра Дарьи Михайловны, Саша. В семье своего деда, Михаила Егоровича, маленький Ваня нашел то, что не могли ему дать родители - ласку, любовь, теплоту отношений. "Вероятно, жалость ко мне и то, что они спасли меня от смерти,- писал позднее Иван Павлович Бардин о деде и бабушке,- вызывало у них какую- то особую любовь. Этим, может быть, объяснялись и мои к ним симпатии. Я не помню случая, чтобы дедушка, бабушка и тетушка когда-нибудь обидели меня, наоборот, всегда защищали. Меня часто увозили на хутор, где работал садовником мой дедушка. Родители были далеки от меня, и в моей памяти хорошо сохранились дед, бабушка и тетушка Саша, на которых главным образом и лежало мое воспитание". Тетка Ивана Павловича, Александра Михайловна , в то время учительствовала в селе Колокольцевка и самоотверженно участвовала в народническом движении. Обучая ребят, она вела пропаганду среди крестьян. Первые уроки грамоты Ваня получил от нее. Мальчик рос, ничем не выделяясь среди своих деревенских сверстников; Вместе с другими участвовал в детских набегах на ягодные посадки и яблоневые сады; увлеченно играл в "казаков и разбойников". Каждому из ребят хотелось быть разбойником. Ведь казаки избивают народ! Ссылки:
|