|
|||
|
Бардин И.П.- защитник Брамса
Да, ему пришлось защищать Брамса. Среди многих и многих общественных обязанностей Бардин уделял внимание созданию Большой Советской Энциклопедии . Он состоял членом редакционного совета этого издания. И вот однажды на его рабочий стол легли очередные материалы энциклопедии, присланные заместителем главного редактора. Среди них статья о Брамсе и разносный на нее отзыв, требующий не допустить ее появления в соответствующем томе БСЭ. Иван Павлович вчитывается в статью, пробегает отзыв. Рецензент ни словом не обмолвился, отвечает ли статья научным и литературным требованиям энциклопедии. Нет, он выступает с неких "принципиальных" позиций и называет творчество Брамса реакционным. К тому же, видите ли, музыка Брамса "чрезвычайно сложная", она непонятна широкому слушателю. Иван Павлович откидывается в кресло и - такова уж природа подсознания - явственно слышит мелодии знаменитых венгерских танцев Брамса. Как же они могут быть непонятными и непопулярными?! Мысль возвращается к утверждению рецензента о реакционности музыки Брамса. Не нужно быть искусствоведом, чтобы понять нелепость этого обвинения! И кому оно принадлежит - искусствоведу, достаточно известному критику. Что же хочет этот критик? Закрыть Брамса для советского слушателя, изъять его из концертных программ? Понимает ли он - что готовит преступление, замахиваясь на духовный мир советских людей, стремясь обеднить его? "Логика" автора оглушительной рецензии была примитивной. Брамс иностранец, а раз так, то долой его с пьедестала мировой сокровищницы искусства. Какой вздор! Но Иван Павлович со свойственным ему стремлением искать и находить в человеке лучшее, делает над собой усилие и пишет спокойное и обстоятельное письмо: "Заместителю главного редактора Большой Советской Энциклопедии тов. ЗВОРЫКИНУ Считаю рецензию на статью "БРАМС" ошибочной. Произведения Брамса достаточно широко известны и пользуются заслуженной популярностью у советского слушателя (особенно "Венгерские танцы"). Творчество Брамса не может быть отнесено к числу реакционных. В большинстве своих произведений он широко использовал народную музыку. Отсутствие программности и оперной музыки в произведениях Брамса никоим образом не может являться мотивом для оценки ее как реакционной. Нельзя считать музыку Брамса в целом "чрезмерно сложной". Это обстоятельство подтверждается опять-таки ее популярностью в широких кругах советского слушателя. Наличие произведений Брамса в программах концертов и музыкальных учебных заведений вполне соответствует их музыкальной и воспитательной значимости. Таким образом, статья "Брамс" после незначительных исправлений в тексте может быть помещена в БСЭ. Член главной редакции БСЭ Бардин 28. III. 1951 года". Конечно, случай с Брамсом - мимолетность в биографии крупнейшего металлурга, и, может быть, не стоило об этом говорить, если бы из множества штрихов не создавался образ ученого, не замыкающегося в скорлупе интересов своей специальности, всегда стремившегося широко смотреть на мир и активно откликаться на события, в нем происходящие. Ссылки:
|