|
|||
|
Бардин И.П. помнил своих сослуживцев и помогал им
Как и каждый из нас, Бардин хранил в своей памяти картины далекого детства, юности. Десятки, может быть, сотни имен товарищей, друзей молодости. Жизненные пути сводили с ними Ивана Павловича вновь, а затем разводили, чаще всего уже навсегда. У каждого своя дорога. С тех пор как еще до революции молодой Бардин работал мастером в доменном цехе Юзовского завода, утекло немало воды - так много, что в памяти 75-летнего Ивана Павловича образовалось нечто вроде геологических напластований. Попробуй вспомни, что было тогда. И все же он помнил! Помнил всю обстановку, быт, будни с 10-12- часовым рабочим днем, изнурительным трудом, которым беззастенчиво пользовались иностранные концессионеры. Воспоминания воспоминаниям рознь. Чаще всего упражняются с памятью от нечего делать, в часы досуга. Значительно реже воспоминания всплывают на поверхность в результате острой реакции, подобно удару бича. С Иваном Павловичем такое и случилось, будто кто- то стеганул его по нервам, и эта боль вызвала в памяти видения прошлого. Собственно, почему должно быть больно, если речь шла об одном из спутников далекого прошлого? Тем более что этого человека уже давно нет в живых, скончался в 1930 году, и ничем, кроме честного имени, не был примечателен - просто труженик, каких тысячи? Тут невольно напрашивается параллель с Брамсом. В конце концов какое дело металлургу Бардину до Брамса и его наследия? Почему Иван Павлович Бардин должен был залезать в искусство и искать в нем справедливости? Мало ли своих "болячек"? Крупнейший ученый, вице-президент академии, он был лично ответствен за многое, очень многое на необозримом фронте науки и производства. Но? Должна существовать на свете справедливость! Ему попался на глаза *10 журнала "Физкультура и спорт" за 1957 год. В нем - статья, посвященная истории физкультуры на Украине. Тема - весьма специальная, к тому же относящаяся к далекой истории. Как видно, автор ее не слишком утруждал себя скрупулезным изучением фактов и сделал "козлом отпущения" некоего Георгия Николаевича Николадзе . Поставив его в ряд отрицательных персонажей, автор очерка воздал ему должное как представителю буржуазного спорта. Ну, а поскольку это так, значит Николадзе ненавидел рабочих, издевался над ними и т.д. и т.п. Георгий Николаевич Николадзе работал в 1913 году в Кузовке вместе с Бардиным. И было в действительности все наоборот. Сын известного в Грузии прогрессивного деятеля, Георгий Николадзе на досуге занимался спортом и привлекал к нему рабочих- металлургов, инженеров, мальчиков- рассыльных - всех, у кого хватало сил после изнурительного рабочего дня приходить на занятия. Иван Павлович отчетливо помнил, с каким большим уважением относились рабочие к Николадзе. Читая журнал, Бардин на время забыл об ответственном задании, которым жил последние дни. Завтра он улетает в Индию с важным правительственным поручением, и, казалось бы, сегодня вое иные дела в сторону. Но нет! Спортивный журнал словно прилип к его руке. До чего же докатился этот автор! Он идет на явную ложь, чтобы иметь возможность поставить клеймо на придуманном им буржуазном отпрыске, сочиняет эффектный эпизод: Николадзе будто бы выгоняет рабочих со спортивных занятий за то, что они запели революционную песню "Смело, товарищи, в ногу". По словам автора, это якобы случилось в 1905 году. Но ведь Николадзе приехал в Юзовку только в 1913 году. А в 1905 году он был еще гимназистом. Возмущение нарастало лавинообразно, и тут же созрело решение: немедленно защитить имя покойного Николадзе, не позволить безнаказанно сочинять подобное пасквили. Отбросив журнал, Бардин берет перо. На чистый лист бумаги ложатся слова: "Людям подобного типа человеческие души служат не для творчества, а исключительно для поддержки своего гадкого существования. И тут они не устоят ни перед чем, погубят отца и мать. Эти люди - поистине порождение крокодила. Если римляне говорили об умерших: "аут бене - аут нигиль", то эти исчадий человека нападают как раз на тех, кто не может уже защитить себя". Времени совсем немного, но нужно написать. Он вспоминает еще живущих ветеранов - Кузьму Григорьевича Могилевского , Петра Семеновича Болотова и других товарищей его юности. Каждому из них с возмущением пишет о статье, просит откликнуться, не позволить посрамить память о Николадзе. В письме Болотову можно прочесть такие строки: "Как Вы помните, в доменном цехе Юзовского завода работал в качестве сменного инженера с 1913 по 1915г. грузин - Георгий Николаевич Николадзе. Его деятельность в насаждении физкультурного спорта в Юзовке и в Енакиеве описана в *10 журнала "Физкультура и спорт" за 1957г. в извращенном, оскорбительном виде. Ни у кого из нас, знавших его и работавших с ним, такого представления о нем не было и не могло быть. Там искажены и самый портрет Г. Н. Николадзе, и хронологические даты, и т.п., из чего следует, что он не был на стороне народа, а был его врагом. Теперь ему все это уже безразлично (Г. Н. умер почти 30 лет назад), но не безразлично для нас, людей, с которыми он работал и которые его считали и считают совсем другим." В конце 1957 года редактор журнала "Физкультура и спорт" получил письмо от вице- президента Академии наук СССР И. П. Бардина. На трех страницах на машинке заявлялся резкий и обоснованный протест по поводу искажения на страницах журнала образа Г. Н. Николадзе. Письмо заканчивалось следующими словами: "Личность Г. Николадзе является примером, которому надо следовать и учиться нашей молодежи. Фигура Г. Николадзе не обычная. Это результат не только его способностей и воспитания, но также и влияния окружающей среды. Семья Николадзе была близко связана с Орджоникидзе , Маяковским , академиком Писаржевским и другими. Ведь не зря говорится: укажи мне своих друзей, я скажу, кто ты. В извращении личности Г. Николадзе вина, разумеется, лежит на писателе Исакове и редакции Вашего журнала. Статья по любому вопросу не должна рассчитывать на сенсацию. Это не гастрономическое блюдо, которое надо подать с острым гарниром. Я представляю себе, что любая статья является плодом большого творческого труда, и ее материалы должны быть точны. А в данном случае надо было вспомнить римское изречение: "То, что можно позволить себе с живыми, нельзя допускать с мертвыми". Они защитить себя не могут". Мы не знаем, что происходило на редакционной летучке в журнале "Физкультура и спорт" после того, как письмо Бардина было оглашено редактором. Но в архивах Ивана Павловича сохранился ответ редакции: "Многоуважаемый Иван Павлович! Редакция подтверждает получение Вашего письма от 28 декабря 1957 года и благодарит Вас за ценное сообщение о Г. Н. Николадзе . Редакция будет весьма признательна, если Вы сообщите нам адрес сестры Г. Н. Николадзе, чтобы установить связь с нею и получить более подробный материал о Г. Н. Николадзе, как об одном из первых организаторов физкультурного движения в Донбассе, для публикации в журнале "Физкультура и спорт". С уважением ответственный редактор - П. Соболев ". Я намеренно подробно остановился на двух, можно сказать, "частных" случаях из биографии Ивана Павловича Бардина - с композитором Брамсом и с Г. Николадзе. Эпизоды весьма характерные для личности Ивана Павловича Бардина! Они помогают глубже понять его поступки на главных магистралях жизни и деятельности ученого. Ссылки:
|