|
|||
|
Революционные властители России в представлении Бажанова Б.Г.
Было совершенно ясно, что Троцкий, как и Ленин, был фанатиком коммунистической догмы (только менее гибким). Его единственной целью также было установление коммунизма. О благе народа вопрос для него мог стоять лишь как какая-то отвлеченная норма далекого будущего, да и ставился ли? Но тут пришлось мысленно разделить властителей России на три разные группы: первая - Ленин и Троцкий - фанатики догмы; они доминировали в годы 1917 - 1922, но сейчас они уже представляли прошлое. У власти и в борьбе за власть были две другие группы, не фанатики догмы, а практики коммунизма. Одна группа - Зиновьева и Каменева, другая - Сталина и Молотова . Для них коммунизм был методом. Оправдавшим себя методом завоевания власти и вполне продолжающим оправдывать себя методом властвования. Зиновьевы и Каменевы были практиками пользования властью; ничего нового не изобретая, они старались продолжать ленинские способы. Сталины и Молотовы стояли во главе аппаратчиков, постепенно захватывавших власть, чтобы ею пользоваться; как принято теперь говорить, группы "бюрократического перерождения" или "вырождения" партии. Для обеих групп, представлявших настоящее и будущее партии и власти, вопрос о благе народа никак не стоял, и его как-то даже неловко было ставить. Наблюдая их весь день в повседневной работе, я должен был с горечью заключить, что благо народа - последняя их забота. Да и коммунизм для них - только удачный метод, который никак нельзя покидать. Пришлось сделать вывод, что социальная революция (была произведена не для народа. В лучшем случае (Ленин и Троцкий) - по теоретической догме, в среднем случае (Зиновьев и Каменев) - для пользования благами власти ограниченной группой, в худшем случае (Сталин) - для едва ли не преступного и голого пользования властью аморальными захватчиками. Ссылки:
|