|
|||
|
Возможна ли посадка на полюсе?
[ 15 ] Корреспонденты. - Как вы предполагаете, Михаил Сергеевич: имеются ли в районе Северного полюса ледяные поля, пригодные для посадки тяжелых самолетов? Бабушкин .- Уверен, что есть. Там должны быть хорошие посадочные площадки, так как в районе Северного полюса нет земли, следовательно нет и препятствий, создающих нагромождения льда. Корреспонденты. - Когда "Садко" в 1935 году достиг почти восемьдесят третьей параллели, там имелись большие ледяные поля? Бабушкин. - Да, были. Но на этих полях в летнее время образуются значительные проталины, сильно затрудняющие посадку. Я твердо уверен, что посадка нашей воздушной экспедиции пройдет благополучно. Мы найдем место, где можно сесть. Корреспонденты - Какие данные имеются в мировой литературе о характере льда в районе Северного полюса? Бабушкин. - К сожалению, об этом известно очень мало. Мы располагаем лишь одним существенным фактом: наличием льда на полюсе. Корреспонденты.- Выдержит ли этот лед тяжелую нагрузку четырех самолетов? Бабушкин. - Толщину льда меньше метра можно определить в полете. Ну, а такой лед, который имеет толщину более метра, выдержит достаточно большую нагрузку и безопасен для посадки. Летные качества наших машин очень хорошие. Самолет легко отрывается, пробег при посадке незначительный. Для нас необязательна идеально ровная площадка. Конечно, главное - благополучно спуститься, а взлетать мы будем разгруженными, и отрыв пройдет значительно легче: ведь в машинах будут только экипаж и горючее. Все остальное мы оставим на дрейфующей станции "Северный полюс" для Папанина , Ширшова , Кренкеля и Федорова . Конечно, я не предполагаю, что на Северном полюсе сплошной лед, но поля там должны быть колоссальные. Корреспонденты. - Скажите, Михаил Сергеевич, как вы определяете с воздуха толщину льда? Бабушкин. - Если под вами молодое ледяное поле, недавно замерзшее, то оно имеет весьма гладкую поверхность, покрытую белыми узорами снега и кристаллов соли, вымораживающейся из льда. Такой лед опасен! Более толстый лед - ровный, покрытый тонким слоем снега. Кажется, что сквозь белую пелену проглядывает лед. На таком поле могут садиться только легкие самолеты. Но вот показываются поля, сильно занесенные снегом; на них много волнообразных заструг. Снег покрыт коркой - настом. Ропаки, окружающие такое поле, обветрены, сглажены. Это значит - их обстругивал ветер, их углы оттаивали на солнце. Здесь возможна посадка любых самолетов. Есть в океане многолетние поля. Они покрыты толстым неровным слоем снега. Он проморожен; торосы вымерзли, они бледного цвета и сильно заглажены. С торосов свисают сосульки. Такой лед крепок и выдержит любую нагрузку. Осмотрев лед на полюсе, мы испытаем его еще с помощью "бомб" весом по десяти килограммов. "Бомба" способна пробить лед толщиной в пятьдесят-шестьдесят сантиметров. К "бомбе" прикреплен на тросе вымпел. Если лед не будет пробит, яркий вымпел останется лежать на поверхности поля. Но этого мало. На севере часты туманные, серые дни, когда небо и ледяные поля сливаются. Тогда трудно определить высоту. Мы будем сбрасывать на лед пакеты с яркой краской и голландской сажей - они окрасят лед и позволят нам точно ориентироваться при посадке. Корреспонденты. - Не знаете ли вы, Михаил Сергеевич, средний возрастный состав участников экспедиции? Бабушкин. - На этот вопрос я не могу вам ответить. Но в летной части экспедиции я по возрасту самый старший. Во время полета на Северный полюс второй пилот флагманского самолета М. С. Бабушкин вел дневник. Первая запись, описывающая старт из Москвы, сделана в Холмогорах 25 марта 1937 года. Ссылки:
|