Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бабушкин М.С.: восьмой раз на "зверобойке" (дневник)

12 февраля 1935 года. Все сроки для отлета в Архангельск вышли. Погода мерзкая, а дальше ждать нельзя: еду поездом.

14 февраля Прибыл в Архангельск. Самолету "ПС-4" дано задание лететь на поиски двух служителей с одного из маяков. Их унесло на льдине в море. Я за них не беспокоюсь - уверен, что они сами выйдут на берег, тем более что у них есть лодка и буханка хлеба. Над морем ориентироваться легче, чем по трассе Северного управления: здесь трасса проложена по одному направлению, а пилоты летают кто где хочет. Вот и попробуй найти летчика, сделавшего вынужденную посадку. Пока что готовлюсь лететь на Моржовец, но погоды нет как нет.

15 февраля "ПС-4" вылетел на розыски унесенных на льдине. Полет прошел неудачно: погода плохая, низкая облачность, снегопад, видимости нет, а летели мимо Зимнегорска, где местность возвышается метров на сто над уровнем моря. Тройка, назначенная краевыми органами, дала распоряжение ледоколу "Ленин" завтра утром выйти в море на поиски. По-моему, следует выждать еще день - возможно, погода улучшится, и тогда самолет быстро найдет людей и снабдит их продовольствием и одеждой.

16 февраля Ну так и есть! Сегодня утром в 7 часов позвонил мне секретарь крайисполкома и сообщил, что люди сами вышли на берег у Инцевского маяка. Оба живы и здоровы. Я так и думал. Это место в горле Белого моря неопасное. Сейчас корреспонденты буквально все провода пооборвали - звонят в Инцы, чтобы лично побеседовать с людьми, только что сошедшими со льдины. Служителям маяка это несколько отравляет радость возвращения. Перелет на Моржовец задерживается из-за погоды. Вчера вечером прилетел Геннадий Власов на "Сталь-2" . Ждем мало-мальски сносную метеосводку.

17 февраля Дело скверное: "Седов" уже в море, из Мурманска вышли "Сибиряков", "Русанов", "Садко" и три бота, а мы все сидим и ждем у моря погоды. 18 февраля Самолеты "Сталь-2" и "ПС-4" в 10 часов вылетели на Моржовец, а в 16 часов вернулись снова в Архангельск за остальным грузом и людьми. Завтра, наверное, распростимся с Архангельском.

19 февраля Утром, основываясь на метеорологических сводках, решили стартовать, но с Моржовца передали: "Туман, видимости нет, воздержитесь от полета". Зная, как изменчива погода в этом районе, я еще раз сверился с синоптической картой и решил лететь. Поднимаюсь на "Сталь-2". Следом летит "ПС-4". Прошли Мудьюг, Золотицу. Уходим на пятнадцать миль от берега, держим курс на Моржовец. Лед под нами хороший, а зверя нет. Местами на льду много следов; значит, зверь здесь был, вылезал на лед, искал подходящее место, но, видимо, ему не понравился лед, и он отправился дальше. Жаль, что на юге низкая облачность - там, очевидно, большие залежки. Прилетели на Моржовец. Туман прошел, видимость хорошая. Сейчас же приступили к подготовке самолета для утренней разведки.

20 февраля Хорошо, что прилетели вчера: нынче сильный шторм. Самолеты занесло снегом. Снег набился в кабины и даже в моторы. Придется долго возиться с очисткой машин.

22 февраля После двухдневной бури сегодня с утра занялись расчисткой аэродрома. Помогали нам промышленники. Власов и Козлов вылетели на разведку. Результаты неважные: на севере, в горле и в восточной части Мезенского залива, зверя нет; очевидно, он залег дальше к югу. С судов сообщают, что видели много зверя на воде. Это, наверное, подбирается вторая залежка, так называемая "власьевская". Первая - "сретенская" - уже давно ощенилась; она ложится с 14 февраля, вторая - с 24-го, а последняя, "тихоновская",- с 27 февраля. Сейчас к месту залежек утельги подгребает "лысун" - самец. Вот его, наверное, и видят с судов. Пока что взять зверя трудно - он еще не залег основательно. К тому же скверная погода сгоняет зверя со льда: тюлень не любит, когда идет снег или сильный ветер гонит снежную пыль; при такой погоде зверь уходит в воду. Да, нынешний годок будет, по всей видимости, очень тяжелым для промысла! Пока что дела идут не блестяще, а время бежит.

23 февраля Снова пурга, шторм, суда стоят и ждут. Как начальник зверобойной экспедиции я дал распоряжение кораблям продвигаться дальше на юг, где есть залежки. С "Седова" и "Сибирякова" уже сообщают, что зверь замечен.

24 февраля С утра идет снег. Пригласил капитанов всех судов для переговоров по радиотелефону. Выяснилось, что лед очень плотный, корабли продвигаются с трудом, друг за другом. "Ломоносова" льдом протащило мимо Сосновца, а теперь тянет вдоль Терского берега. Как бы его не выжало на кошки! Ветер нагоняет снежные бугры и сильно портит аэродром. Вчера на взлете Матвей Ильич Козлов едва не потерпел аварию.

25 февраля У нас на Моржовце наступило потепление: температура ноль градусов, идет мокрый снег. По сводке, в Жижгине, Зимнегорске, Инцах идет моросящий дождь. Сегодня вскрыли ящик с лекарствами для походной аптеки - о, ужас! - ничего не разберешь. Наши снабженцы не позаботились надежно закупорить склянки, и некоторые лекарства вытекли. Иод проел пробки и тоже вытек. Теперь все залито, и этикетки невозможно прочесть. Не пойму, для чего врачи положили нам две большие бутылки иода.

26 февраля "ПС-4" и "Сталь-2" летали на разведку. Первый пошел в южную часть горла с залетом в Золотицу. Второй держал курс на Чешскую губу. В пути погода испортилась. Машины пробивали снегопад и низкую облачность. "Сталь-2" сел в Меграх и там заночует, а местонахождение "ПС-4" пока неизвестно. Я предупреждал ребят: в случае плохой погоды садиться в Кие. Думаю, что "ПС-4" там. В общем, дело дрянь. Так вырывать погоду для разведок - толку мало.

27 февраля Мокрый снег валил всю ночь. Утром навис густой туман. Только после полудня прояснилось. Можно было разглядеть силуэт маяка, до которого от нас по прямой четыре километра. В 16 часов вернулся "Сталь-2". Ребятки очень рады, что добрались до базы. О втором самолете все еще нет сведений. Начали розыски. Судовые радиостанции шарят в эфире, выясняют, где находится самолет.

28 февраля "Сталь-2" в полете. Приняли от него радиограмму: "Направляемся в Золотицу. После разведки в южной части горла вернемся на Моржовец".

Наконец отозвался "ПС-4". Он в Кие, ждет улучшения погоды, чтобы лететь в Чешскую губу. К 16 часам туман стал накрывать наш остров, все вокруг окутала мгла. "Сталь-2" уже вылетел к нам. Вскоре мы услышали, что самолет кружит над островом; слышно было, как работает мотор. Сесть невозможно, и "Сталь-2" ушел на юг. Теперь не знаем, где он? Я запросил все пункты до Койды, но нигде нашего самолета не видели. Придется ждать до утра. Если все благополучно, он прилетит завтра. Февральская добыча зверя невелика. Посмотрим, что принесет нам март.

1 марта Самолеты - на месте. Все благополучно, кроме погоды.

2 марта Вчера вечером между "Сибиряковым" и "Седовым" произошел "конфликт" из-за зверя. "Седов" промахнул мимо залежки, немного поторопился и встал не на свое место, а сибиряковцы пожадничали и заспорили. Дипломаты у нас на кораблях неважные, и вот уже больше полусуток морячки никак не могут между собой столковаться. Переговорил с капитаном по радиотелефону, но так и не разобрался, кто прав, кто виноват. Придется слетать к ним и навести на месте порядок.

3 марта Суда подбирают последнего зверька и скоро будут просить, чтобы мы указали им новые залежки. Надо лететь, а погоды нет.

5 марта Летать нельзя: низкие облака. Если на малой высоте пролететь над залежкой, только распугаешь зверя.

7 марта Погода чудная. Такой еще не было ни разу в нынешнем сезоне. Самолеты отправились на разведку. Они обследуют южную я западную части моря. Теперь дело пойдет! Зверь есть, но надо взять его, пока не развело льды. "Сибиряков" уже подошел к залежке. С "Русанова" сообщили, что успешно бьют зверя. Ну, эта залежка не уйдет - возле нее уже семь судов да еще три подходят. Одно плохо: как бы велика ни была залежка, больше чем на двое суток ее для этой флотилии нехватит. За эти два дня нам и надо найти новые лежбища. Только бы вырвать погоду!

8 марта Снова "конфликт"! "Сибиряков" подошел к залежке, которую мы указали всем судам. Я в радиограмме просил учесть важность своевременного подхода к зверю, пока его не разбросало у Вороновского раздела, и обязательно привлечь "Русанова", трюмы которого еще пусты. В полдень "Сибиряков" по радио предупреждает "Седова", что якобы седовские промышленники находятся под выстрелами сибиряковцев. Срочно вызываю "Сибирякова", спрашиваю, в чем дело. "Сибиряков" отвечает: "Ничего особенного не случилось! "Седов" снова мне дело портит: мы выпустили своих стрелков, "Седов" тоже, и теперь седовцы оказались прямо перед огнем наших промышленников". Нет, что-то не так!.. Между прочим, "Седов" стоял зажатый тяжелым льдом, и, когда подходил "Сибиряков", люди подбирали со льда ранее убитого зверя. Самолета нет, и если судить по карте, то прав "Седов". Я сказал "Сибирякову", что ответственность за возможное несчастье возлагается на его капитана, и предложил немедленно договориться с "Седовым". Придется установить у нас на зверобойной экспедиции более жесткую дисциплину, не то из-за "трений" между капитанами весь тюлень попадет в руки норвежских зверобоев, промышляющих по соседству. Вечером с кораблей донесли, что все уладилось и на борт уже погрузили около семи тысяч голов тюленя. Приличный "кусочек"!

9 марта С "Ломоносовым" скандал: он наскочил близ берега на банку и теперь выжидает подъема воды, чтобы слезть с мели. Крен восемь градусов. В полдень с "Ломоносова" сообщили: "Все благополучно. Идем по назначению". Погода скверная, разыгрался шторм. Когда же к нам прибудет самолет из Архангельска? Как он нужен сейчас! "Малыгин" успешно ведет промысел. 11 марта "Москва. Редакции газеты "Правда". За последние дни погода в горле Белого моря ухудшилась. Штормовые ветры и сильные снеговые шквалы затрудняют работу колхозников-зверобоев. Несмотря на опасность, зверобои все же идут на лед бить тюленя и героически борются с природой. Колхозники рассматривают выполнение плана добычи как дело своей чести. Вчера в четвертом часу дня случилась беда: возле реки Поной сильный ветер оторвал от льда лодку с двумя зверобоями и унес в море. Всем зверобойным судам отдано распоряжение оказать им помощь. Ведется круглосуточное наблюдение за районом, где терпят бедствие зверобои. Учитываются течение и дрейф льда, чтобы определить, куда унесло лодку. Шквалистые ветры и снегопад мешают спасательным работам. Самолеты зверобойной экспедиции готовы к вылету, ожидают хотя бы небольшого улучшения погоды. Вчера вечером к острову Моржовец ветром поджало лед с тюленем. Бригады береговых охотников-колхозников отправились на лед бить зверя. Во время этой операции одна лодка, в которой находилось семь человек, была окружена льдами и унесена в море. Зверобои всю ночь боролись со стихией. Сегодня утром все семь человек, совершенно выбившиеся из сил, бросили добытого зверя и вышли на берег в восемнадцати километрах от базы. Нет сомнения, что два зверобоя, унесенные в море, будут спасены. Бабушкин".

12 марта В десять часов меня вызвали к радиотелефону для срочных переговоров с "Седовым". Я понял, что произошло нечто важное, ибо капитан Швецов не любит много говорить и сам еще ни разу не вызывал меня. В радиорубке я услышал радостный голос капитана: - Спешу вам сообщить, Михаил Сергеевич, что двух унесенных с Поноя людей я подобрал. Сейчас они у меня на палубе, здоровы, только их слегка покачивает. Это от голода, они четыре дня ничего не ели. Я горячо поздравил капитана. В 13 часов самолет пошел на разведку, но с норда надвинулась грозная туча. Пришлось через пятьдесят минут вернуться на остров. Все же успели показать "Сибирякову" маленькую залежку. Взять ее не удалось, но вечером залежку прижало к острову и ею воспользовались береговые зверобои.

14 марта Дела у нас стали очень плохие: зверя разбросало, да и мелкий он. Крупный зверь - лысун - сейчас осторожен: его не возьмешь! Одиночек, правда, везде собирают, но это для кораблей не промысел. Что-то даст нам следующая пятидневка?

15 марта Погода скверная, снова приходится выжидать. Не знаю, прямо, что и делать! "Ломоносов" стоит: у него лопнул поршень в машине. Вечером суда кое-как промышляли. Результат, правда, небольшой. По выполнению плана на первом месте "Ленсовет" и "Мурманец", а из больших судов - "Садко" и "Сибиряков".

16 марта Погода держит нас на привязи: с утра до вечера без перерыва валит снег. Только ночью небо "отдыхает", очищается от облаков, и луна так ярко светит, будто сейчас северная белая ночь. В такую лунную ночь хорошо полетать над льдами. С высоты, вероятно, открывается потрясающая по красоте картина. "Садко" запросился в порт. Я дал согласие. Завтра вечером уходит с полными трюмами маленький "Мурманец". Счастливого им пути! Ну и снега нанесло! Промышленники говорят, что по льду совсем тяжело стало ходить: глубокий снег, а под ним вода.

17 марта Сегодня с "Сибирякова" высадили на берег больного механика. До Койды его доставили на оленях. Мы отправили больного в Архангельск, где ему сделают операцию.

20 марта Минувшая пятидневка очень мало улучшила наши промысловые дела: добыча зверя попрежнему невелика.

22 марта Запросились в порт "Малыгин" и "Русанов". Я дал согласие.

24 марта Сделал доклад зверобоям о походе "Челюскина". Ездил за двенадцать километров. Погода скверная, идет снег.

26 марта Опять беда: начальник радиостанции сообщил, что вчера вечером фельдшер Фарутин отправился на промысел в море и не вернулся; предполагают, что его унесло на льдине. "Сталь-2" отправился на поиски. После тщательной разведки в районе Моржовца самолет вернулся, но без результата.

27 марта С утра - туман, снегопад, лететь нельзя. Отправили отряд лыжников - искать фельдшера на берегу. В 10 часов позвонили с рации: лыжники нашли Фарутина в промысловой избушке, где он сладко спал; фельдшер рассказывает всякие небылицы о своих сомнительных приключениях в море; говорят, что сочиняет такую "одиссею", что просто заслушаешься.

28 марта Погоды нет, лететь нельзя. Может быть, это даже к лучшему: зверь "облежится", легче будет его брать.

6 апреля Большое событие в моей жизни: сегодня на открытом партийном собрании прибывший из Москвы представитель Политического управления Главсевморпути вручил мне партийный билет. Решением Центрального комитета ВКП(б) я принят в партию большевиков. Выступая на собрании, я очень волновался. Сказал, что мне оказаны самое высокое доверие и честь. Отдам все свои силы на проведение в жизнь ленинского учения. В рядах большевистской партии буду всю жизнь бороться за дело Ленина - Сталина, за коммунизм.

13 апреля Ровно год назад блестяще завершилась операция по спасению летчиками челюскинцев. Сегодня страна отмечает эту дату. У нас тоже было собрание. Я получил ворох приветствий. Козлов заболел в Кузомени, температура 39 градусов. Завтра нужно лететь в Кузомень, взять оттуда нашего Матвея Ильича. Разведка не удалась, зверя не нашли - помешала облачность.

15 апреля С утра шторм. Суда отстаиваются.

16 апреля Козлов все болеет, температура скачет от 37 до 39 градусов. Может быть, завтра удастся слетать за ним: барометр медленно поднимается.

17 апреля Ожидания не оправдались: низкая облачность, снегопад. В районе Кузомени погода абсолютно нелетная.

18 апреля Местами идет снег, но облачность достаточно высокая. Решил лететь. Сделал разведку в Мезенском заливе: зверя нет. Повернул на Кузомень. В пути обнаружили большую залежку, передали о ее местонахождении на "Сибиряков". Сел в Кузомени. Козлов сильно похудел. Сейчас же запустил мотор "ПС-4", посадил Матвея Ильича в самолет и доставил его на Моржовец. "Сибиряков" подходит к зверю.

19 апреля Вся вчерашняя воздушная разведка пошла прахом: ночью начался дождь, зверь слился.

20 - 30 апреля Самые горячие дни, напряжение исключительное. Весь состав авиабазы испытывает "родовые муки": май уже на носу, а выполнение плана еще на хвосте. Погоду, что называется, "вырываем": чуть улучшение - немедленно на разведку. Даем судам сводки, в каких квадратах залег тюлень. Корабли подходят к залежкам, каждому хочется взять побольше, и в пылу соревнования товарищи иногда ссорятся. Тогда мне приходится выступать в роли "миротворца". В последние дни добыча резко поднялась. Впереди всех "Русанов", немного отстают от него "Малыгин" и "Садко", затем идут "Сибиряков" и "Седов". Бедняга "Седов" потерял лопасть, с трудом передвигается, но промысла не бросает. Активно действуют зверобойные боты. Пожалуй, хуже всех дела у "Ломоносова". Наступает канун великого первомайского праздника. Все напряженно ожидают вечера, когда капитаны передадут сводки о выполнении плана добычи. Рубка радиостанции осаждается людьми, жаждущими узнать итоги нашей работы. Наконец сводки приняты. Садимся за стол, принимаемся за расшифровку. Когда подсчитали последние цифры, раздалось дружное "ура" в честь русановцев: благодаря им план перевыполнен. Теперь можно встретить праздник с честью. А как радостно праздновать, когда чувствуешь полное удовлетворение: план перевыполнен, да еще досрочно!

Ссылки:

  • МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ БАБУШКИН - ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК (1893-1938)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»