|
|||
|
Беклемишев А.П.: Самара. 1900 год
У Марии Модестовны в Киеве были два брата Виктор Модестович и Платон Модестович . С женой Виктора Модестовича, Анной Эразмовной , у Марии Модестовны не было близких отношений. Ещё когда Анна Эразмовна была невестой и Виктор Модестович показал ей портрет сестры, Анна Эразмовна сказала: "Красива, но мне не нравится". Теперь Мария Модестовна была в материальной зависимости от брата и его жены. Анна Эразмовна умела подчеркнуть эту зависимость. Мария Модестовна страдала болезнью печени, пила Виши и Боржом и должна была соблюдать диэту. - Ах, какая вы счастливая, вы можете есть куриные котлеты, - воскликнула Анна Эразмовна, увидев, что Мария Модестовна ест диэтную котлету, сама Анна Эразмовна соблюдала строжайшую экономию. Последний год жизни бабушки Мария Модестовна жила в квартире Виктора Модестовича с Глебом и бабушкой. Бабушка уже не вставала с постели. Глеб учился в приготовительном классе 1-ой гимназии . Мир приготовишек имел свои особенности. Приготовишки выменивали друг у друга перочинные ножи и марки. Разменной монетой служили перья. В большую перемену приготовишки дрались с первоклассниками. Первоклассники обычно наступали, а приготовишки защищали дверь своего класса. Впереди стояли стеной испытанные силачи. Глеб обычно не принимал участия в этих боях. Но однажды, когда произошёл "прорыв фронта" и в класс ворвалось несколько первоклассников, Глеб оказался лицом к лицу с длинным первоклассником и столь успешно поставил ему под глазом "фонарь", что имел об этом специальное собеседование с классным наставником Афанасием Ивановичем Назаренко. Миру приготовишек мешал жить главным образом тот же Афанасий Иванович , который преподавал все предметы за исключением Закона Божия. Он ставил иногда в журнал двойки. Журнал раз в неделю полагалось отнести родителям, которые и ставили в нём свою подпись, подтверждавшую, что они в курсе успехов своего ребёнка. Глебу, конечно, не хотелось огорчать двойками Марию Модестовну. Другие приготовишки научили его, что надо делать. Журнал расшивался и из него вынималась страничка с двойкой. Вместо неё вшивалась другая страница, уже без двойки, на которой гимназист и ставил подпись Назаренки. Когда родители подписали эту страницу, она опять вынималась из дневника и подлинная страница с двойкой ставилась на место. Она подписывалась гимназистом за отца или за мать. Таким образом родители оставались в счастливом неведении об "успехах" сына, пока он не приносил "четверть" с двойками. - Как же так, - удивлялся родитель, - три месяца отметки были удовлетворительные, а за квартал получились двойки? Приготовишка рассуждал иначе. Двойки представлялись ему как бы неизбежным явлением природы, как дождь, гроза или град. Избежать их нельзя, но можно сократить число неприятных переживаний, связанных с двойками. Лучше иметь неприятное объяснение с мамой раз в три месяца, чем объяснение из-за каждой двойки. Семь бед - один ответ. Так поступал и Глеб. Подделать подпись матери и классного наставника не считалось преступлением. Пока жива была бабушка, за которой Мария Модестовна ухаживала, её существование в доме брата было оправдано. Но бабушка умерла. Из всех братьев Мария Модестовна любила больше всего младшего, Анатолия , служившего в Самаре . Она решила ехать в Самару и поселиться вблизи любимого брата. Анатолий Модестович был женат, овдовел и остался с тремя сыновьями, Володей , Борей и Мишей , теми самими, которые упоминались в связи с приездом их в Шелеховскую Слободку . Затем Анатолий Модестович женился второй раз на Анне Ивановне , акушерке по специальности, и имел от неё детей Надю и Алёшу . Позже у них родилась ещё Маша . Фото: Анна Ивановна, в девичестве Мушкина, жена Анатолия Модестовича Вакара, и его дети от второго брака Алеша, Надя и Маша. Фото самого Анатолия Модестовича, к сожалению отыскать не удалось. Теперь Мария Модестовна ехала к ним с Глебом. Дорога показалась длинной. После Сызрани поезд медленно пополз по мосту через Волгу и все стали креститься и Глеб подумал, не провалится ли в самом деле мост. Но ничего, мост выдержал. Глеба определили в первый класс самарской гимназии . Он был в одном классе с Борей , Володя был уже в третьем классе, а Миша ещё не дорос до гимназии. Мария Модестовна наняла комнату в трёхэтажном доме в шести кварталах от дома, где жила семья Анатолия Модестовича, но обедала она и Глеб вместе с семьёй Анатолия Модестовича. Старшие дети не слушались мачеху, которая относилась к ним хорошо. Нравы в гимназии были провинциально-патриархальные. Монументального инспектора гимназисты звали каланчёй. Когда зимой мороз достигал 25 градусов Цельсия, сторож вывешивал на крыше красную рубашку - знак, что занятия в гимназии отменены. Мальчишек в Самаре было почему-то очень много и весь день они проводили на улице. Они играли в "козны" (в бабки). Хорошие битки, налитые свинцом, очень ценились. Другое занятие, которым был наполнен досуг мальчишек, это - запускание змея. Над Самарой постоянно висели в воздухе разноцветные змеи, некоторые с трещотками. К ним по суровой нитке посылались "телеграммы". Тут же процветало воздушное пиратство. Чтобы захватить чужой змей, надо залезть на крышу, привязать к суровой нитке камень и, перекинув его через нитку змея, притянуть его к себе. Тем временем собственники змея, заметив грабёж, уже бегут, чтобы с боем взять его обратно. Летом Самара покрывается пылью. Весной Волга и река Самарка разливаются в месте слияния как море, за Волгой синеют Жигули. Зимой вдоль улиц тянутся ледяные дорожки, по которым скользят на коньках не только мальчишки, но и взрослые. Есть и каток, вход на который стоит пять копеек. Маленький Миша отличается особой скупостью. Он бережно собирает и хранит медные пятаки, завернув их в бумажки. Однажды он приглашает Глеба: - Пойдём на каток. - У меня денег нет. - Я за тебя заплачу. Глеб и Миша отправляются на каток. Немедленно на Мишу нападают маленькие враги. Глеб разбрасывает их. Теперь щедрость Миши понятна. На катке его били мальчишки. Он затратил пятак, чтобы иметь телохранителя. Ссылки:
|