Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Институт, "красные" инженеры, 1930-1931

Подготовка "новой технической интеллигенции" шла полным ходом. Профессуры не хватало. Часть профессоров (Тимошенко, Формаковский, Косицкий и др.) уехали за границу, часть умерла, часть была арестована (Маркович, Ладыженский). Глеб застал в Институте из старых профессоров только Шульца и Шенберга.

В Институты на места профессоров и доцентов двинулось много инженеров с производства. Работа в Институтах казалась спокойнее и менее ответственной. Новым лекторам, не занимавшимся ранее педагогической работой, приходилось много над собой работать. Тогда говорили: "Если хочешь хорошо изучить какую-нибудь дисциплину, начни её преподавать". С другой стороны, преподавательский час в высшей школе недостаточно оплачивался, что заставляло преподавателей набирать много лекторских часов и работать одновремённо в двух-трёх Институтах плюс ещё какие- нибудь вечерние курсы. Это лишало их возможности вести научно- исследовательскую работу.

Студенты, поступавшие в Институт, были чрезвычайно разной подготовки. Были выпускники средней школы, дававшей в то время очень слабую подготовку. Особенно низко стояли провинциальные школы. Были среди студентов и великовозрастные " парттысячники ". Часть из них оканчивала рабфаки, часть "фон" (факультет особого назначения , где с партийцами занимались на дому или в служебном кабинете отдельные преподаватели). Встречались даже "рабочие-аспиранты", которые не имели никакой подготовки. Директивы из центра зачастую вносили большой сумбур в дело обучения.

Так в 1930-31 году процветал бригадно-лабораторный метод обучения . Он отличался тем, что лекции были сокращены до минимума. Предполагалось, что студенты овладеют предметом сами (лабораторно), для чего программа разбивалась на темы и подтемы с указанием источников для проработки. Прорабатывали коллективно, целой "бригадой". Такая проработка сводилась к тому, что один студент выполнял задание, а другие у него списывали. Профессора, возражавшие против метода, публично шельмовались, пока в один прекрасный день из Москвы "спустили директиву" - бригадно- лабораторный метод ликвидировать, как выдуманный "вредителями".

В Институтах преподавание велось на украинском языке, которым плохо владели и преподаватели, и городская часть студентов. Поэтому профессора часто переходили обратно с украинского на русский язык. Это называлось "рецидивы украинской неграмотности", и новая волна украинизации производилась ударным порядком. Технической украинской терминологии не хватало.

Украинская академия наук в ударном порядке занималась разработкой научной и технической терминологии на украинском языке . Только что успели профессора и преподаватели усвоить новую терминологию, как она объявлялась вредительской , слишком близкой к польскому языку и галицкому наречию.

Сотрудники академии отправлялись в места не столь отдалённые, а новые сотрудники пересматривали терминологию в порядке приближения её к русскому языку. Так, в геометрии "премоспад" снова превращался в "перпендикуляр", а "ривноближни" в "паралельни" линии.

Профессорам вменялось в обязанность в каждой науке раскрывать её "диалектическую сущность". Профессорам "паровых котлов" или "металлорежущих станков" это было не так страшно, потому что никто не знал, как применить диалектику к жаровым трубам или к суппорту токарного станка, но экономической географии и политической экономии приходилось туго.

Профсоюз Работпрос и Бюро Научных Работников из кожи лезли, чтобы привить социалистическое соревнование . Все писали "обязательства" по соцсоревнованию, числом поболе, содержанием непонятнее, например "улучшить методику преподавания". Пойди проверь, улучшилась ли она за истекшие шесть месяцев. Местком проверял исполнение и подводил итоги: обязательства по соцсоревнованию выполнены на 95 процентов. Соцсоревнования устраивались между кафедрами, факультетами, Институтами, причём соревнующиеся проверяли друг друга.

В вестибюле была повешена доска почёта, на которую прикалывались фотографии особо отличившихся в соревновании. Зачастую это были непревзойденные очковтиратели и крикуны. Зато в стенгазете продёргивались профессора и преподаватели - "отстающие". Одного обвиняли в том, что у него в такой-то группе слишком много неудовлетворительных оценок. Ясно, он плохо учит. У другого, наоборот, очень много оценок "отлично" - это показывает, что он "страдает либерализмом в оценке".

Ввиду обстрела с двух сторон, экзаменатор старается уложить оценки в средние проценты: "отлично" - процентов 20, "неудовлетворительно" - процентов 8-10. Это напоминало случай с профессором Шенбергом до революции, который сказал экзаменующимся: "Вот вам три пятёрки, восемь четвёрок, двенадцать троек и пять двоек, разделите между собой сами".

Ему же приписывали и фразу: "Так как я опоздал сегодня на лекцию, то я и раньше уйду".

Институты каждый год составляли и пересоставляли учебные планы и программы и везли их в Москву. В наркомате тяжёлой или средней промышленности был свой учёный отдел. В отделе в большой комнате стояло много столов. Над каждым было написано: "начальник машиностроительных ВУЗ'ов" или "начальник пищевых Институтов".

На дверях была табличка: "До двенадцати часов приёма нет". После 12 часов за столами никого не было. Каждый начальник или "только что вышел" или "сейчас вернётся". Когда начальник возвращался, он оказывался молодым человеком, окончившим в прошлом году Институт и получившим диплом инженера. Так как он не хотел ехать на уральский завод и имел влиятельного партийного папашу, то он остался начальником каких-нибудь "ВУЗ'ов среднего машиностроения".

Каждый день он принимал представителя какого-нибудь Института, приехавшего из Киева или Харькова, и начинал обсуждать с ним осточертевшие ему учебные планы. В разгаре беседы к нему подходил другой молодой человек (другой начальник), и они начинали шептаться. В шепоте можно было расслышать отдельные слова: "ширпотреб" и "где дают"? После двух-трёх таких перерывов начальник начинал ёрзать в кресле и конфиденциально говорил посетителю: "Знаете, если я не пойду сейчас обедать, то я останусь вообще без обеда. Не перенести ли нам обсуждение планов на завтра"?

Ссылки:

  • ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА, РЕВОЛЮЦИЯ, БОЛЬШЕВИКИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»