Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Возвращенец с того света (Оскерко)

Наталья Захаровна Оскерко продолжала жить в Германии соломенной вдовой. Было немало шансов за то, чтобы она стала настоящей вдовой. Но проверить это она не могла. Однажды к ней пришла открытка с советской маркой. Начиналась она обращением: Майне либе фрау!.., а далее сообщалось, что её супруг жив и надеется скоро увидеть её. Однако, прошёл целый год, и супруг не появился. Через год снова пришла открытка, примерно такого же содержания. И снова больше ни звука. Отвечать Наталья Захаровна не могла, так как адреса отправителя на открытке не было.

Пролетел ещё один год. И вдруг, в один прекрасный день у дома, где жила Наталья Захаровна, появился худой чёрный человек в немецкой грязной и изношенной шинели. Это был Оскерко . Он успешно прошёл две отборочные комиссии, отправившие его к родным пенатам. Оскерко пришлось уложить в больницу.

Из больницы он вышел в общем поправившимся, за исключением болезни желудка, которую он нажил, будучи пленным. Эта болезнь была, по- видимому, пожизненной. Германское правительство назначило Оскерко пенсию. Оскерко, получив кусок земли в лесу, принялся за постройку дома, а Наталия Захаровна развела кур и кроликов.

Их новыми знакомыми стали Вахман , муж и жена. Это семейство образовалось уже в Германии. У мужа за границей осталась жена, а у жены - муж. Елизавета Ивановна была хороший человек, и не её вина, что от родителей она получила тяжёлый характер. Муж говорил про неё: Елизавета Ивановна хороший человек, но жить с ней тяжело. Елизавета Ивановна писала стихи и была не лишена юмора. Про дом Оскерко она говорила: "И чего только в этом доме нет! И водопровода нет, и освещения нет, и уборной нет!". Муж Елизаветы Ивановны служил ночным сторожем.

В 1955 году материальное положение обоих семейств улучшилось. Германское правительство установило закон, по которому немцы-учителя могли получать пенсию, независимо от того, где они были учителями. По этому закону и Наталья Захаровна и Елизавета Ивановна стали получать приличную пенсию по их учительскому стажу в Советском Союзе. Они даже съездили в Италию, побывали в Венеции и на Лидо.

Семейство Теософовых , так же живших в Германии, тоже устроилось неплохо. Муж получал пенсию по своей работе в Германии. Приёмная дочь их училась, а Зинаида Васильевна часто ездила в Париж, где у неё были родственники.

Беклемишевы находили по газетам и журналам всё больше людей, которых они знали в далёкие годы. Иногда они узнавали о людях, когда они уже умерли. Так, из книги Криптона "Осада Ленинграда" они узнали о смерти, во время осады, металлурга, инженера Берга , с которым (и с его женой) проводили отпуск в Новом Афоне в 1931 году.

О болезни и смерти оперной артистки Воронец-Монтвид , с которой Глеб познакомился в 1918 году у милейших Николая Александровича и Надежды Дмитриевны Петровых , Глеб тоже узнал из газет.

Е.Д. Воронец-Монтвид, фото Н.А. Петрова

В "Новом Журнале" Беклемишевы прочли стихотворение Николая Бернера .

- Постой, Оля, не мой ли товарищ это по гимназии? Ну да, и Николай и поэт.

Глеб написал ему письмо. Оказался, он самый. Жил он в Австрии в лагере [для перемещенных лиц]. Его книжка стихов была оценена в двадцатых годах в Советском Союзе, как "поэзия умирающего дворянства". Для "перевоспитания" его послали на пять лет в Соловки .

Потом в Австрии нашёлся Владимир Фёдорович Горовиц с женой. О них тоже узнали из газет.

- Да ведь я с ним ещё на балах танцевала. Он и у нас бывал, к брату приходил. А танцевал он прекрасно.

Они оба болели, то по очереди, то оба вместе. Позже Владимир Фёдорович, после получения германского гражданства, стал получать учительскую пенсию, и положение их улучшилось.

Потом Глебу бросились в глаза несколько рассказов, появившихся в газетах за подписью П. Тутковский. Глебу-гимназисту преподавал естествознание Павел Апполинариевич Тутковский . Он прекрасно его помнил: в очках и с бородой. Преподавал он талантливо. Он был университетским профессором, и в гимназии преподавал случайно, только один год. У него был сын, Павлуша . Не он ли?

Оказался он. Много лет прожил в Париже. Писал книги по-французски, играл на рояле, занимался композицией. Теперь в США. Жена его архитектор.

До чего тесен мир. И какие мощные протуберанцы выбросили из российского ядра такую массу людей и раскидали по свету.

Ссылки:

  • АМЕРИКА эмигранта Беклемишева А.П.
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»