Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Уголовники ("честные воры" и "суки") и 58-я

Каждый "фашист" и "враг народа" считал единственным благом общение в этом мире с заключенными 58-й статьи. Она гарантировала нормальные человеческие отношения. Присутствие же блатных создавало обстановку напряженности, неуверенности и постоянной тревоги. Именно этап был наиболее трудным испытанием такого общения. Я помню, как впервые резанули мой слух слова, услышанные из соседней камеры. То были слова вора:

- Мужики, воры есть? Они вбирали в себя что-то непредвиденное и непредсказуемое. Цинизм и насилие парализуют волю людей, потерявших свободу, человек становится безропотным послушником в руках уголовников. Я сталкивался с этой категорией заключенных и пытался понять их психологию. Страх они наводят на тех, кто их боится. Иначе ведут себя с теми, кто проявляет независимость, тогда отношения принимают характер равноправия. Перед силой пресмыкаются и "шестерят". Конечно, подо всеми подводить общую черту нельзя. Уголовный мир разнолик, можно и ошибиться. На Крайний Север и в другие отдаленные и необжитые места Советского Союза, в режимные тюрьмы и спецлагеря государство отправляло особую категорию рецидивистов , не поддающихся исправлению в обычных колониях и лагерях. Суровые условия тех мест, строгий режим приводили в чувство неисправимых преступников, тех, кто за единственный и нерушимый Закон принимал закон воровского мира. Отказ от него определял эту категорию "честных" воров в категорию воров-отступников, на воровском жаргоне просто "сук", которые за свое отступничество должны были быть наказаны смертью. "Ссученные" воры начинали работать. Они шли в лагерные режимные структуры, становились бригадирами, нарядчиками. В угоду начальству применялись самые жестокие меры к тем, кто плохо работал или отказывался работать вовсе. "Честные" воры и "суки" находились в состоянии кровной мести друг с другом долгие годы. В этом противоборстве верх одерживало большинство. Воры, знавшие состав лагеря при поступлении, еще на вахте просили убежища в изоляторе. В противном случае им грозил вынесенный той или другой категорией воров приговор, приводившийся в исполнение неукоснительно и в указанные сроки. Когда в лагерях случалась резня, охрана не вмешивалась, лагерное начальство тоже - так оно избавлялось от растущего числа уголовников-бандитов. Бывали дни, когда в лагерях, где шла резня , на местах столкновения оставались десятки задушенных, зарезанных и убитых с той и другой стороны ( Воркута, Кирпичный завод *2, весна-лето 1948 года ). Уголовный мир существовал и продолжает существовать в любых государственных образованиях. Но самая "передовая" в мире общественная система связывала его с царским режимом, присваивая ему приоритет происхождения уголовников. В социализме же он существовал как "пережиток прошлого". И все годы существования этого строя уголовники рассматривались как жертвы царизма. И только так! Абсурдность такого вывода дошла до того, что деклассированный элемент по духу своему стал сродни социалистическому отечеству (но без официальных бумаг, подтверждающих эту связь). Урки, воры, разного рода рецидивисты и прочие проходимцы были отнесены к категории "друзей народа", а репрессированные по 58-й статье (или ставшие ими по наветам стукачей, сексотов) "контрики" приобрели уничижительную кличку "фашистов" и "врагов народа". Большего абсурда не сыскать ни в одном государстве мира. А ведь на этом воспитывались поколения! Нормальному человеку, попавшему в общество блатных, становилось тошно. С первых же минут наступало желание сгинуть, бежать из их окружения. Но куда? Ведь тюремная камера, вагон-зак исключали это. Избежать подобных встреч на этапах просто невозможно, поскольку частые нарушения режима, убийства требуют изоляции нарушителей, переброски из лагеря в лагерь, из обычной тюрьмы в "закрытку". Таким образом и создается благоприятная обстановка для контактов простых заключенных с ворами разных категорий. Вор, проехавший дальним маршрутом по территории Коми до Воркуты или по Урало-Сибирской железной дороге, собирает обильную информацию о "дружках" и "недругах". Самые дальние лагеря были связаны невидимыми нитями с воровскими решениями. Час возмездия мог наступить в любом месте при невероятных порой обстоятельствах. Долгое пребывание в вагоне с блатными превращается в пытку, особенно, если у тебя есть вещи. Они доставляют лишь неприятности, становятся причиной конфликтов, драк, поножовщины, крови. Жаргон при этом, вроде: "Я тебе, падло, пасть порву, нос откушу, глаза повыколю!!" - оказывает сильное воздействие на людей слабых, трусливых и малодушных. Опытный зэк, успевший хлебнуть лиха, пытается избежать подобных конфликтов за счет приобретенного лагерного опыта, того же блатного жаргона, умения постоять за себя. Таких "мужиков" воры называют "битыми". Они не трясутся над барахлом, так как в лагере вырабатывается иное отношение к вещам и прошлые представления уступают место более мудрым. "Битые" учат новичков лагерной мудрости: "потерявший голову по волосам не плачет", "горбушкой" и табачком делятся с братвой. Но истины эти знают не все, и поэтому одним достаются мордобой и шишки, другим - признание и доброе отношение.

Ссылки:

  • Астахов П.П.: Первая Воркута
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»