Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

В армии в начале войны было голодно

У меня сохранился пожелтевший листок Гудермесского письма, в котором я пишу о базарных лепешках и остатках денег, что мне дали на дорогу родители. Я помню разговоры о том, что продовольственные проблемы наши закончатся сразу же, как только мы доберемся до передовой. Информация обнадеживала, хотелось верить этому, так как были голодными. Чем же встретил нас фронт? Фронтовое довольствие радости не принесло. В оправдание приводились различные доводы - весенняя распутица с непролазной грязью и бездорожьем; отсутствие походных армейских кухонь; сложности доставки продовольствия из дальних армейских тылов - все вместе взятое сохраняло остроту с питанием и на фронте. Дивизия наша зиму стояла на реке Северский Донец, в селе Старый Салтов . Население покинуло село, забрав то, что более всего нужно в дороге и оставив в погребах лишь харч на каждый день - картофель, бурак, соленую капусту, лук и огурцы. Когда в вещевых мешках у солдат не оставалось съестного и сухарей, а кухни не имели возможности получить продукты и приготовить горячую пищу - они совершали "набеги" на погреба в поисках чего-либо съестного. Если поиски заканчивались неудачей, тогда, гонимые голодом, шли они на картофельное поле, где уже после прошедшей зимы не оставалось клубней, а была лишь картофельная гниль, и собирали ее, подвергаясь опасности, так как поле простреливалось. Массу сгнившего картофеля промывали от песка в касках, лепили лепешки наполовину с песком и пекли на листах жести под тлеющими углями. Печать и фильмы рисовали солдатскую действительность другими красками. Мне трудно судить о том, как было с продовольствием на всех фронтах от Балтики до Черного, но полуголодная "житуха" в частях Юго-Западного фронта весной 1942 года мною не выдумана. Фильм "Живые и мертвые" по Симонову, появившийся на советском экране много позже окончания войны, был первым фильмом, сказавшим о войне Правду.

Растерянность, паника, невообразимый хаос, массовое отступление - так выглядела наша армия в первые месяцы 1941 года, к которым следовало бы добавить еще и пустой солдатский мешок и котелок с приварком. На фоне этих трудностей, забегая несколько вперед, хочу высказать впечатление о продовольственном положении в немецкой армии. Только не расценивайте это (как было принято в годы восхваления всего Советского) как преклонение перед врагом и его превосходством.

Нашему хаосу немцы противопоставили железный порядок и отлаженную работу всего механизма военной машины. Порядок этот в первую очередь распространялся на солдат. Руководство хорошо понимало (и делало все для этого), что только сытая армия сможет обеспечить военный успех. Кадры немецкой хроники и виденные мною живые немецкие солдаты - лучшее тому доказательство. Казалось, что армия не воюет, а просто двигается к намеченным пунктам. Таких же солдат я видел на дорогах из Харькова к фронту. Тысячные моторизованные колонны поражали глаз организованностью и очевидной сытостью. Кроме горячей пищи из полевой кухни, немецкий солдат получал ежедневно сухой паек - масло, сыр, колбасу, яйца, рыбные консервы, мармелад - то есть все то, что у нас входило в рацион только тех, кто жил в гражданских условиях. Ни о каких сухарях не могло быть и речи, так как задолго до начала войны для армии был изготовлен специальный хлеб длительного хранения, он назывался Dauernbrot и мог пролежать без особых условий хранения несколько лет. Сказать, что лучше - армейский рацион немцев или наши "щи и каша", - не берусь, но думаю, что и то и другое приемлемо для солдата, но при одном условии - солдат должен быть сытым.

Ссылки:

  • АСТАХОВ П.П. В КРАСНОЙ АРМИИ (Гудермес-Старый Салтов-Барвенковский выст
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»