Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Ликвидация южного отделения РОВС

Артузов, теперь был единственным человек в коллегии, которому мог безоговорочно доверять Менжинский.

- Хорошо, что вы пришли,- протягивая Артузову худую руку, произнес глухим голосом председатель ОГПУ. С журнального столика, стоявшего рядом с тахтой, Менжинский отодвинул пузырьки с лекарствами, бумаги, придавленные подстаканником со стаканом остывшего чая, глазами указал Артузову на стул.

- Очень прошу вас: доведите до каждого вашего сотрудника суть нынешней политической обстановки,- медленно начал беседу Вячеслав Рудольфович.- При дальнейшем наступлении на кулачество, неослабных темпах развития индустриализации внутреннее сопротивление неизбежно. И в самых острых формах. Следует ожидать неизбежного усиления подрывной деятельности спецслужб империалистических государств. Они-то уж постараются объединить вокруг себя все антисоветские силы: и монархистов, и белогвардейцев, и буржуазных националистов, и прочих. - Внимательно посмотрев на Артузова, словно желая убедиться, правильно ли тот его понял, Вячеслав Рудольфович продолжал: - Вашим сотрудникам предстоит сейчас, с учетом всего сказанного, нанести ощутимый удар по "николаевцам". В то время антисоветские белогвардейские силы за рубежом сосредоточивались вокруг двух вражеских центров, имевших одну цель - восстановить монархию в России , но не пришедших к единому мнению в вопросе о личности претендента на престол. Одну группу возглавлял великий князь Николай Николаевич , другую - великий князь Кирилл Владимирович (чье великокняжество многие монархисты не без оснований ставили под сомнение; на основании своей трактовки давнишнего закона о престолонаследии они признавали за ним лишь право титуловаться князем императорской фамилии).

Особенно активными и опасными были "николаевцы" . Они держали в своих руках сильную и разветвленную воинскую организацию, созданную еще в 1924 году генерал-лейтенантом бароном Петром Николаевичем Врангелем ,- РОВС - Русский общевоинский союз . - Кое-кому из наших товарищей кажется, что после ликвидации "Треста" и "Синдиката" ,- продолжал Вячеслав Рудольфович,- на нашем фронте стало спокойнее. Верно, мы нанесли врагу чувствительные удары. Многие дамы в Париже и Лондоне до сих пор носят траурные плерезы. Мы научились защищаться. Но это не должно посеять среди нас благодушие и беспечность. И впредь против нас будут направлены провокации империалистов, интервентов, террор и попытки возродить контрреволюционное подполье с целью сорвать наступление социализма.

Закончив фразу, Менжинский откинулся на подушки. Видимо, длительный разговор утомил его.- Ничего, я сейчас отдышусь,- виновато произнес он.- Не обращайте внимания, сейчас все пройдет. Увы, Артузов прекрасно понимал, что "не пройдет", в лучшем случае болезнь даст передышку до следующего приступа. Но говорить об этом между ними не было принято. Артузов тщательно обдумывал сказанное Вячеславом Рудольфовичем. Речь шла об оперативной деятельности органов госбезопасности в данной обстановке в целом, разведки и контрразведки в частности. Надо нанести удар по РОВС и его отделениям, обосновавшимся в первую очередь в сопредельных с СССР странах.

- Ну вот я и отдышался,- заговорил более веселым голосом Вячеслав Рудольфович,- приму лекарство, и продолжим беседу. Он выпил лекарство, затем, привстав с подушек, стал ворошить кипу газет. Нашел нужную. Пробежал глазами какую-то статью. Потом обратился к Артузову:

- Этот номер прислали мне с Украины. Между прочим, в ней есть строчки, касающиеся и вас. Артузов уже понимал, в чем дело, что имел в виду Менжинский. Он взял газету - в ней было опубликовано сообщение ГПУ Украины, в котором говорилось об аресте на территории республики большой группы агентов французской, польской и румынской разведок. Среди них - белые офицеры, члены эмигрантского монархического объединения Русский общевоинский союз: Уренюк (атаман Крук) , Камыш (атаман Кара) , Усатый (атаман Голуб ), а также Сахно , Устимович и Попов .

Операцию проводили одесские чекисты под общим руководством Артузова, возглавлявшего тогда еще КРО ОГПУ при СНК СССР. Особую активность все эти годы проявлял бывший штабс-капитан Уренюк , в прошлом начальник белогвардейской контрразведки в городе Лубны Полтавской губернии. Ему удалось сколотить на территории Украины ряд контрреволюционных центров в Крыму, Одессе, на Волыни, группы в воинских гарнизонах Минской, Подольской, Одесской губерний и на артиллерийских складах города Одессы. Уренюк, зная тонкости контрразведывательной работы, действовал осторожно. С большим трудом Артузову удалось нащупать его связи с контрреволюционными группами. Ниточка потянулась к работнику столовой Красного Креста некоему Королеву , до революции повару великой княгини Марии Павловны . Стало известно, что к нему прибыл из Тирасполя какой-то подозрительный тип, выдававший себя за родственника. Им оказался белогвардеец Славинский . Теперь он и Королев ждали новых гостей. Перед чекистами встал вопрос: где их встретить? "Гостей" можно было взять прямо на границе, во время ее перехода. Но это могло привести к провалу "контрреволюционного окна". К тому же почти неизбежная перестрелка насторожила бы руководителей РОВС, и чекисты лишились бы возможности выявить каналы связи этих групп. Решили подготовить встречу на двух квартирах - Королева и Нины Юковской , дочери бывшего управляющего имениями, предводителя дворянства Херсонской губернии, которая считалась невестой Уренюка. Первым появился на советской территории некий Перлов . Встречал его Славинский , затем оба они оказались в руках чекистов. Ни Славинский, ни Перлов не знали, когда из- за кордона прибудет основная группа агентов. В их задачу входило лишь обеспечение безопасности явочных квартир. Неожиданное появление агентуры противника всегда чревато неприятностями. Поэтому Артузов посоветовал украинским товарищам самим проявить инициативу: послать в Румынию хорошо подготовленных сотрудников. От имени "действовавшего" на Украине контрреволюционного подполья в Бухарест были направлены чекисты Ловкий и Зусов . Они явились к руководителю румынского отделения РОВС генералу Герцу , рассказали ему о положении на Украине, тактике "своих" групп, высказали пожелание, чтобы генерал направил в СССР толковых боевых атаманов, способных объединить разрозненные группы в организованную военную силу. Генерал предложения "украинских представителей" одобрил. Для согласования всех деталей перехода границы и действий на территории республики он отослал Ловкого и Зусова к атаману Круку . Но сам Крук в это время находился в Болгарии. Вместо него чекистов встретил Камыш .

Заместитель Крука не мог самостоятельно принять определенного решения о точной дате прибытия атаманов на Украину, но подтвердил, что в августе они обязательно будут в Одессе, где пока всеми подпольными делами ведал некто Попов . Камыш просил Ловкого и Зусова еще раз проверить надежность явочных квартир Королева и Юковской. Ловкий и Зусов, как истинные актеры, прекрасно владели даром перевоплощения, играя роль контрреволюционеров. Ни генерал Герц, ни атаман Кара ничего не заподозрили, приняли каждое слово на веру, хотя избытком доверчивости не страдали. О предстоящем переходе группы Уренюка границы были предупреждены советские пограничники. В один из августовских дней они сообщили: "гости" появились на нашей территории. Чекисты ждали их в Одессе на известных им явочных квартирах, но шли дни, а никто туда не наведывался. Волновались не только одесские чекисты, волновался и Артузов. Он уже хотел направить в Одессу своих помощников из Москвы, когда пришло сообщение: "Напали на след Уренюка". Атаман просто оказался очень осторожным: сразу на конспиративные квартиры не пошел, остановился на запасных, известных только ему одному. На последней, в доме некоего Артеменко, вся группа Уренюка и была арестована. Затем чекисты задержали и Попова. Так было ликвидировано одно из отделений РОВС. ?Прочитав сообщение, Артузов вернул газеты Менжинскому. От каких-либо комментариев по поводу проведенной операции воздержался. Дело сделано. Теперь очередь за другими. Между тем Вячеслав Рудольфович, нисколько не удивившись молчанию Артузова, чей характер успел изучить досконально, произнес многозначительно:

- На южном фланге вы, Артур Христианович, одержали победу над РОВС. Теперь он там вряд ли оправится: потерял главных атаманов. Но есть и другой фланг: северный.

Ссылки:

  • АРТУЗОВ А.Х. И ЛИКВИДАЦИЯ ЮЖНОГО И СЕВЕРНОГО ОТДЕЛЕНИЦ РОВС
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»