Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Александров А.П. и Борис Кочановский путешествие по Днепру

Источник: Воспоминания Александрова А.П 

У меня на Днепре была отличная шлюпка. Эта шлюпка принадлежала не только мне, это была наша такая совместная собственность Вовки Рыбчинского , Бориски Кочановского и моя. Все мы работали в свое время в кружке , а потом когда я уже стал работать в школе, а у нас кружок еще в то время существовал, он существовал, как орган при, как это не удивительно, при политпросвете. Мы устраивали всякие публичные лекции по физике, по химии, с демонстрациями - для школьников особенно. Ну, а кроме того мы могли заниматься всякой еще деятельностью. И в частности у нас было там электротехническое бюро и я был начальником этого электротехнического бюро. Дело в том что вот пользуясь этим электротехническим бюро мы могли довольно много денег зарабатывать, ну не то что много, а учителям-то платили в то время крайне паршиво, но мы могли всегда подработать. Потому что мы брались за проводку в каком-то здании, за ремонт какого-то лифта и так далее. В результате мы имели шлюпку, в результате мы проводили массу времени на Днепре.

Шлюпка наша стояла иногда на пристани Гелиос, а иногда на спасательной станции. Мы по этому поводу были конечно все членами спасательной станции, членами ОСВОДа , потому что иначе не могла лодка стоять на спасательной станции. Ну и по ходу дела мы кое-кого спасали. Приходилось этим делом заниматься, в том числе и откачиванием утопленников. Ну, и просто мы привыкли, полюбили Днепр.

Вечером часто бывали ветра низовые, причем ветер низовой дул примерно часов до двенадцати ночи. И вот в лодку, в шлюпку ляжешь, это ветер был такой спокойненький, без порывов, вот, ляжешь в нее и под парусом дуешь до Межегорья, это километров 18 вверх по течению. А когда туда приедешь, около часа ночи, обычно ветер меняется, начинается северный ветерок, это уже дело готовится к рассвету. И под этим северным ветерком дуешь обратно. И примерно так к часу, к двум часам возвращаешься домой. Надо сказать что это прекрасно было. Несколько лет было таких что я жил летом в Киеве и никуда не ездил, но я все время проводил тогда на Днепре. Именно тогда я по- настоящему полюбил и воду, и Днепр. И надо сказать что шлюпка доставляла нам огромное удовольствие и я себе даже не представлял, как это так можно быть возле реки и не иметь никакой посудины, на которой можно было бы ездить.

И вот однажды мы решили с Бориской Кочановским, решили поехать по Днепру вниз. Мы добыли себе всякими правдами и неправдами малюсенькую лодчонку. Идеология у нас была такая чтоб проехать через пороги Днепровские . А тогда еще Днепрогэса не было. И пороги, как говорится, были в первозданном виде. Мы считали, что для того чтобы проехать через пороги надо иметь маленькую лодчонку, верткую, чтобы можно было как-то уворачиваться от камней.

Я не хочу рассказывать детально, как мы ее добыли, но добыли. И считали что нам нужно уехать поскорее подальше для того чтобы у нас ее не отобрали. Вот мы и поехали на этой лодчонке. Называлась она "орех" и было это совершенно невероятное сооружение. У нее были вертикальные борта и плоское дно. Если чуть-чуть ступить к краю лодки, то она моментально переворачивалась или по крайней мере до половины набиралась водой. Чтобы перейти с места гребца на корму, надо делать было какую-то невероятную эквилибристику, иначе она тонула. Но когда мы на нее поставили мачту (мы думали, что она сразу будет переворачиваться вверх дном) оказалось, что ничего подобного, что если она идет под парусом, то она приобретает очень большую остойчивость и что на ней великолепно можно ехать под очень большим парусом и в хороший ветер. Так мы и сделали. Мы взяли с нашей шлюпки и мачту и парус, правда только один - грот, кливер там было ставить уже негде. И вот в таком виде мы поехали. У нас было ружье, 32 калибра берданка. Мы его взяли на всякий случай, главным образом для самообороны, потому что охотой мы тогда не занимались. Ну, у нас было несколько патронов заряженных там пулями жакан и дробью. И вот значит мы с Бориской вдвоем двинулись на этой лодке на пороги.

От Киева до Днепропетровска было как будто бы километров 450. И вот следующие полторы сотни километров или вернее сто километров до Запорожья (тогда Александровск), это была зона порогов. Приблизительно 60 километров была протяженность собственно порогов, а до них и после них был участок Днепра такого довольно сильно загражденного всякими заборами, а забором называлась такая каменная наброска в реке, это не искусственное сооружение было а естественное, это не полный порог, а если камнями загорожена там половина ширины реки или четверть ширины реки, то это называлась забора, такое официальное название было.

Ну вот значит это и было нашей целью, доехать до порогов, посмотреть можно ли там проехать и если можно то проехать. А представление у нас о них было точно как мы учили по географии. Мы ехали очень хорошо. Наша эта лодчонка, в общем потом мы к ней привыкли и больше не переворачивались. Где-то застрелили мы огромного гуся. И его жарили и варили в множестве всяких глиняных горшков, которые мы покупали часто. Мы покупали молоко, яйца и всякую такую чертовщину на базарчиках, которые были возле пристаней пароходов. И была у нас одна очень важная книга. Эта книга называлась "Судоходный дорожник по реке Днепру". А смысл этой книги был вот какой, что там описывалась очень детально вся судоходная часть Днепра и часть порогов тоже, хотя она и была несудоходная, вернее она была ограниченно судоходная, там только сплав плотов производился и изредка перетаскивались там с ужасными трудностями пароходы в весеннее время, это можно было делать когда высокая вода. Но это были события которые происходили там вероятно раз в три, пять лет и о них потом долго ходили всякие рассказы. А в этом "судоходном дорожнике" был описан каждый километр реки, каждая излучина, крупная конечно, потому что русло реки меняется, каждый населенный пункт. Про каждый населенный пункт говорилось, что там имеется школа при церкви, кожевенный завод, лесопильный завод и так далее и так далее. Все основные сведения про это дело были. И вот этим "судоходным дорожником" мы пользовались. Надо сказать что это была очень удобная книжка, ничего похожего последнее время я не встречал. Да и то книжка попала ко мне собственно случайно. Дело в том, что моя двоюродная сестра Соня , она одно время работала по статистике грузов, перевозимых по Днепру. И вот для этих целей у них служили вот эти "судоходные дорожники", потому что они знали тогда что в каких городах производится, какие грузы откуда можно перевозить и нужно перевозить и так далее, в общем это была какая- то работа Земского союза по статистике.

Ну, вот, значит ехали мы ехали с Бориской, все было у нас чудесно и хорошо. Палаток тогда у нас никаких не было, была у нас шахтерская лампочка, такая лампа с сеткой, это я привез с собой эту лампу откуда- то, я уж не помню. Мы брали нашу лодку за нос и за корму, выносили ее на берег куда-нибудь на высокий холм, ставили ее там обычно прямо с поднятым парусом, разводили возле нее костер, жарили, варили и потом ложились прямо в эту самую лодку спать, клали в нее сена, сиденья мы из нее повыбивали, чтобы они не мешали, кроме одного гребного. Дожди может когда-то и были, но это не оставило сильного впечатления. Потому что мы могли закрывать лодку парусом, ставить его в виде палатки над ней. Но обычно мы парус даже не снимали, потому что если дожди и были, то их было мало. И в таком виде мы доехали в конечном счете до Кременчуга . Уже за Кременчугом характер Днепра стал сильно меняться. Во-первых появились скалы, выше по Днепру песчаные берега и отдельные горы и пригорки, но песчаные или какие-нибудь глинистые, а здесь уже появились каменные скалы, и их было много. Появились первые заборы. Но это нас не волновало, ехали мы отлично.

С нашим парусом мы могли отлично управляться. И вот по реке уже такого характера - я помню там была и такая большая скала - она называлась Варнак, мы проехали до Днепропетровска . Там у нас гусь наш начал кончаться. Еще осталась такая одна миска глиняная где у нас были остатки гуся зажаренного, залитого гусиным салом так что они не портились. Это вроде таких консервов было, отличных. Ну и мы решили что вот мы подъедем к этим порогам и там мы этого самого гуся и дожрем. Первый порог, он назывался Кайдацкий порог, по названию села, возле которого он находился. А село это называлось Старые Кайдаки.

Ссылки:
1. АЛЕКСАНДРОВ А.П.: путешествия по Днепру в довоенные годы

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»