Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Проблема с надкритичнстью лодочных реакторов

Но мы шли тогда... на нахальные в общем решения. Ну, например, мы избрали такой способ управления аппаратом - там тонкость заключается вот в чем. Все реакторы, которые до сих пор строились были близки к критическому запасу урана. И по мере того как что-то там происходило - ну, один канал выгружался и вместо него загружались свежие блочки. Это на всех буквально реакторах так было. А здесь у нас была глухая крышка, и нам нужно было урана положить примерно процентов на 20-25 больше. На выгорание его в течение нескольких лет. И нужно было такие сделать средства подавления этой лишней реактивности, чтобы никак не могло получиться какого-нибудь казуса.

И в ледоколе Ленин было также сделано. Это было совершенно новое решение. Поначалу мы ничего не вводили нового. Мы просто глушили эту реактивность средствами регулирования. У нас была такая мощная конструкция, которая опускалась между всеми каналами и оттуда вытесняла воду и поглощала нейтроны. Но эта штука очень страшная. Потому что как- никак надкритичность была порядка 20 %. То есть это как в бомбе. Могли взорвать это все к чертовой матери при неправильном действии регулятора. Поэтому мы убили массу времени на то, чтобы очень надежно отработать все системы. Ну, например, мне все электронные схемы управляющие этим делом пришлось изучить с такой точки зрения - а что будет если скажем сгорит такая-то лампа, или пробьется такой-то конденсатор, или сгорит такое-то сопротивление. Буквально каждое.. а их там тысячи. Буквально каждое нужно было вот с этой точки зрения проанализировать.

Так вот это могло привести, прямо немедленно к полной катастрофе - просто полное разрушение и установки и корабля в целом. Поэтому мы на это дело обращали очень большое внимание. Но мы до всего этого постепенно доходили. А на первой лодке, хотя у нас все было устроено казалось бы как следует быть, я потребовал сделать еще одну вещь. Прямой выключатель тока двигателя который значит у нас двигает этот управляющий орган, без всяких там промежуточных управляющих цепей и так далее, прямо под рукой у оператора. И был таки такой случай, когда решетка поперла не туда, и когда оператор ключом этим успел все это дело застопорить.

Молодец оператор, нашелся, но и мы хорошо их к этому воспитали. Они не растерялись, это сделали. А получилось как это - делался какой-то ремонтик, мелкий. Полагается при ремонте обесточить все механизмы, где делается ремонт. И вот в коробке сняли эти провода, идущие к этому мотору. А когда их подключили обратно, то два их них спутали местами. И мотор стал вертеться в другую сторону. Вот тебе пожалуйста. Там трехфазный ток уже был сделан, для вращения этого мотора. Так что вот такая казалось бы понимаешь ерунда.., причем там все провода маркированы были, все честь честью. А просто.. работяга ошибся. Так что вот этот выключатель тогда сработал. И вот это.. надо сказать что в этом смысле мы всегда предъявляли страшную требовательность. И это нас спасало от очень больших неприятностей.

Ссылки:

  • АЛЕКСАНДРОВ А.П.: РАБОТЫ ПО АТОМНЫМ ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»