Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Первый проект реактора для подводной лодки (Шарик) 1948

Я, Гурвич, вот эта молодежь, которая у нас была тогда - в частности обсуждала проект реактора для подводной лодки. Проработку я поручил Крамерову , он тогда у нас был дипломантом. И как раз в его дипломной или кандидатской работе, я уже не помню, была сделана первая разработка по подводной лодке.

Идея была моя, потому что я был ближе к флоту. Мы значит об этом деле доложили в спецкомитет . И мы получили оттуда такой ответ, что это совершенно несвоевременно. Не надо отвлекаться от основной задачи. Американцы в это время наверно как раз начинали свой проект атомной подводной лодки. Тогда мы работали над проектом реактора "Шарик". Шарик это был уран-графитовый реактор, охлаждаемый гелием под давлением 100 атмосфер, топливные элементы в нем были сделаны из окиси урана. А потом мы их делали из двуокиси урана, потому что хотели получить хорошие параметры для современной энергетики. Тогда у нас были в общем довольно детские соображения. И с другой стороны мы хотели получить также и хорошее производство плутония. Мы сделали у себя такую установку: у нас был компрессор московского завода Борец, мы сделали для него уплотнительные кольца из графита. Это нам нужно было для того, чтобы он работал без смазки в цилиндрах. Если у тебя чугунные эти кольца, то тогда требуется обязательно смазка, ну как в автомобиле, масло разбрызгивают. А нам нельзя было чтобы такой газ загрязненный маслом, попадал в гелий. Мы сделали циркуляционный контур гелиевый. И у нас был такой цикл - вот этот компрессор с графитовыми уплотнительными кольцами, он гонял нам чистый гелий по контуру, по дороге стояла еще сорбционная ловушка чтобы все примеси поглощать, и у нас действительно чистейший гелий шел через макет технологического канала, который мы грели до температур 700-900 градусов, и где были уже эти урановые пластинки сделаны.

Вот когда у нас этот контур работал с гелием при высоких температурах, для этого проекта Шарик, то оказалось что все металлические детали в гелии такой чистоты и при такой температуре свариваются между собой. Потому что у них слетает окисный слой, который всегда покрывает все металлы - железо, любую сталь и так далее. И металлы при этом начинают диффундировать друг в друга.. как свежеотрезанный свинец например ... а потом прямо свариваются. Это между прочим потом имело довольно большое значение, потому что в космических всяких делах на это дело сильно наткнулись и в этом смысле атомщики им довольно сильно помогли. И вот тогда мы разработали этот Шарик и он был принят к строительству.

Выбрано было для него место в Обнинске , шикарное место. Обнинск уже начинал возникать. Главное здание было, его выбрали для строительства этой станции. Туда вообще перекочевала часть тех немцев, которые были в Сухуми , и Лейпунский , который их опекал. И Блохинцев туда был назначен. И вот Блохинцев-то и поднял скандал насчет этого Шарика, боялся что он взорвется. А в это время разрабатывался другой проект - первой в мире электростанции. И тогда в конце концов остановились на этом проекте.

Нельзя сказать чтоб это была ошибка. Потому что, вероятно, тогда правильно было выбрать то направление, более простое. Так что тут у меня никаких претензий нет. Но это было не так плохо что мы это рассмотрели как следует быть.

А это между прочим было очень передовое дело, потому что только вот сейчас вот, в последние годы, развиваются реакторы с гелиевым охлаждением при таких параметрах.

Ссылки:

  • АЛЕКСАНДРОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ: РАБОТА В ИФП
  • Начало работ по энергетическим реакторам
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»