Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Стиль научной и организационной работы Курчатова

Александров А.П.

В результате работы над урановой проблемой такой настоящей крупной научной школы, в общем, Курчатовым не создано. Он торопился всегда в работе, ему нужны были такие люди, как скажем Панасюк, Дубовский, которые выкладываются целиком на ту работу, которую они вели, но может быть поэтому у них не было времени подумать. А все-таки конечно научная школа образуется не только из самой конкретной работы, но и из обдумывания работы. Из работы вместе со своими учениками, обдумывания каких-то новых проблем. Очень хорошо когда у ученого получаются какие-то его сотрудники, которые вырастают выше его. Вот это, собственно говоря, главная задача руководителя школы, чтобы вышли люди выше его из его школы. У Курчатова как раз и не получилось ни одного преемника , кто мог бы полноценно и с лихвой его заменить. Такого не было. И больше того, те кто пришли и возглавили направления в его институте и вообще в области урановой проблемы, как ее называли тогда, это были не его ученики, а те ученые которые как-то такое начали работать вместе с ним, с удовольствием работали вместе с ним.

Например я - я всегда считал что это в моей жизни такой хороший и интересный период был, мне было всегда хорошо работать, просто получал удовольствие. Но я не могу считать себя в чем-то его учеником. Также точно как Арцимович не был его учеником, так же точно как Кикоин не был его учеником. Мы все вышли все-таки из школы Иоффе , вот это была наша научная школа. А здесь, конечно, мы много очень приобрели от работы с Курчатовым, от какой-то его хватки. Это для нас очень много значило, для всех из нас. Но не получилось так скажем, как у Вернадского , что он создал школу геохимии, людей которые действительно работали по его идеям. Так что в этом смысле тут нужно это четко понимать эту грань. С другой стороны, у Курчатова был необыкновенный талант в смысле привлечения людей к работам в том направлении которое он вел и к тому чтобы получить от этих людей максимальную отдачу, независимо от его отношения к ним, как к людям. Ко всем, кто дал хоть какую-то отдачу на это дело, которое он вел, он умел организовать такие отношения, которые действительно давали максимальную эффективность. И вот в этом была его совершенно немыслимая организующая сила. Я считаю, что вот то что именно на него возложили это дело, это был умнейший в свое время шаг и конечно это обеспечило решение всей проблемы ядерной в такой необычайно короткий срок. Соревнование-то шло ведь очень серьезное, и страна была под угрозой. Он ясно чувствовал эту угрозу над своей головой.

Он чувствовал необычайную ответственность за решение того дела, за которое он взялся, причем в его наиболее, так сказать, широком толковании. Он чувствовал что это жизненно важно для страны, и вот это было главное. И вот это конечно было его движущей силой. И у него абсолютно отсутствовало такое свойство, которое часто встречается сегодня - что как только что-то выходит за рамки непосредственного поручения или интереса, так от этого моментально человек пытается отбрыкнуться. Вот у него этого абсолютно не было. Он всегда считал что нужно всякое творчество втягивать в сферу своей деятельности. Если при этом возникали какие-то задачи чересчур далеко уходящие, то он всегда умел установить приоритеты - давайте раньше мы сделаем это, а потом займемся тем. Так, например, совершенно естественно одновременно с решением военной задачи с атомной энергией возник вопрос решения задачи и мирного назначения - атомные электростанции, всякие судовые двигатели и так далее. Вот он умел совершенно решительно работы в этих направлениях свести до каких-то минимумов, чтобы они не отвлекали главных сил, и в то же время чтобы они развивались, подготавливались для следующего этапа. Он их не глушил как говорится напрочь. А то ведь были такие в это время указания - что нельзя эти работы развивать. Но он оставил на них минимум людей, которые ими занимались, и поэтому переход к следующим этапам развития получался без перерыва. Вот этот стиль его лаборатории был, он так и остался в этом деле. Очень важная вещь - это приоритеты задач, четкое понимание приоритетов на каждый день и в тоже время стратегия подготовки следующего этапа. Вот собственно что у него было всегда, вот это я сейчас по-моему правильно сформулировал.

Ссылки:
1. Курчатов: оценка Александова А.П.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»