Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Чистильщики морей

В 1963 году для сбора фрагментов военной техники был разработан проект модернизации подводной лодки "Хали-бат" в корабль специального назначения. Благодаря особенностям конструкции корпуса- носовой люк диаметром 6,5 метра, огромный ангар и множество пустых полостей- эта субмарина идеально подходила для данной акции. Стоимость работ- 30 млн. долларов. Одна из первых успешных операций, информация о которых просочилась в "открытую" печать, была реализована в 1967 году. Тогда американцы смогли украсть два образца советской секретной морской мины в инертном исполнении. Это произошло во время учений, которые проходили в районе южнее полуострова Русский в заливе Петра Великого. Образцы были выставлены в период проверки флота Главной инспекцией Минобороны. По утверждению специалистов, в этой акции принимала участие субмарина "Грэйбек" . А через два месяца трофеи демонстрировались в Нью- Йорке. По словам бывшего заместителя начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмирала Анатолия Штырова :

"...в те годы американские подводные лодки , можно сказать, паслись даже в заливе Петра Великого. Доходило до того, что они фотографировали в перископ наши морские парады и красоток на пляже Владивостока". В августе 1967 года стартовала операция "Зимний ветер" . Для сбора фрагментов вооружений сформировано сверхсекретное подразделение ВМФ США- группа подводных лодок специального назначения. Штаб-квартира располагалась в Сан-Диего на Тихоокеанском побережье США.

В марте 1968 года в северной части Тихого океана гибнет советская дизельная подводная лодка (далее- ГШ) "К-129" . Трагедия произошла в ночь с 7 на 8 марта после столкновения с американской атомной подводной лодкой АПЛ "Суордфиш" . До сих пор США публично не признали этот факт, как и российские официальные лица. В ноябре 1969 года была успешно реализована операция "Бархатный кулак" . Тогда АПЛ "Халибат" участвовала в поиске погибшей советской подводной лодки "К-129". Ей удалось сделать серию фотографий мертвой субмарины. В начале 1970 года американцы предприняли попытку обследовать корпус "К-129" с использованием глубоководных аппаратов. С 1970 по 1973 год они обследовали место, положение и состояние корпуса погибшей субмарины глубоководным управляемым батискафом "Триест-2" (по другим данным- "Мицар"), что позволило экспертам ЦРУ сделать вывод о возможности подъема советской субмарины, и это легло в основу замысла операции "Дженнифер" .

В 1973 году СССР попытался противодействовать подъему своей подводной лодки американцами. К тому времени повышенная активность американцев в районе гибели подлодки привлекла внимание руководства разведки ТОФ (Тихоокеанского флота) ВМС СССР. Было предпринято несколько попыток узнать о том, что происходит в точке "К". Из-за скептического отношения руководства военно-морского флота удалось задействовать не все средства разведки. В район поиска даже не выслали корабли ВМС СССР и официально не объявили о том, что лежащая на пятикилометровой глубине субмарина советская. Как следствие такого равнодушия, о подъеме "К-129" в Москве узнали из американских газет, хотя руководство разведки Тихоокеанского флота заранее предупреждало об этом. В конце 1973 года началась заключительная стадия операции "Дженнифер".

Построенное специально для подъема ПЛ "К-129" судно "Гломар Эксплорер" пришло в "точку К". Началась процедура подъема. Три из пяти клешней- захватов сломались. Из-за трещин корпуса в районе боевой рубки и неправильной центровки лодка при подъеме разломалась пополам. Американцам достался первый, второй (командирский) и часть третьего отсека. Решив, что задание выполнено, корабль спешно покинул точку "К".

Во время обследования добычи выяснилось, что все шифры, аппаратура ЗАС (засекречивания связи) и боевые пакеты остались лежать на дне океана. Дело в том, что командир погибшей подлодки был человеком богатырского телосложения. На койке стандартной длины он умещался с трудом. Поэтому во время очередного ремонта он договорился на судоверфи о переносе рубки шифровальщика из второго отсека на корму. Это позволило увеличить размер постели.

Весной 1976 года была проведена операция "Голубое солнце" . В заливе Простор около острова Сахалин упал в море советский стратегический бомбардировщик "Ту-95М" с двумя авиационными ядерными бомбами. В США было принято решение любой ценой добыть эти боезаряды.

Трое "тюленей" (военнослужащие американского морского спецназа) разыскали среди обломков самолета, которые были разбросаны на полмили на глубине 40 метров, две "красные головки" (так на жаргоне в Штабе ВМФ СССР называли эти атомные боезаряды). Во время второго визита группа из сорока боевых пловцов доставила их на борт субмарины.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»