Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Хранители государственных тайн

Одно из стратегических направлений деятельности органов госбезопасности любой страны - защита государственных секретов. Здесь нового руководителя Лубянки ожидало множество проблем. Начнем с того, что СССР посещало огромное (по тем временам) количество иностранных граждан . Если в 1959 году в страну въехало 34 тысячи иностранцев, в 1969 году - 217 тысяч, то в 1971 году - уже 417 тысяч. При этом многие из гостей выполняли задания иностранных спецслужб, активно используя различные портативные средства технической разведки. Так, агенты, занимающиеся выявлением радиолокационных и радионавигационных станций и систем управления реактивным оружием, были экипированы миниатюрными фотоаппаратами с мощной телеоптикой, миниатюрными магнитофонами и радиоприемниками для записи сигналов.

Другая проблема - возросшие количество и перечень маршрутов иностранных дипломатов по территории СССР. Если в 1958 году сотрудники аппаратов военных атташе капиталистических стран совершили 365 поездок в различные регионы СССР, то в I960 году - 499 поездок. Понятно, что организовать контроль за перемещением всех иностранцев крайне сложно. Поэтому основное направление нейтрализации этой угрозы - усиление режима контрразведывательного обслуживания различных объектов, которые интересовали иностранные спецслужбы. А чтобы еще больше затруднить деятельность зарубежных "рыцарей плаща и кинжала", усиливался режим секретности. Ранее уже упоминалось мероприятие "Операция 100" .

В 1967 году на ее основе стартовала новая операция - "Горизонт". В первый же год было выявлено 250 кадровых сотрудников и агентов иностранных спецслужб. Из них 100 человек были изобличены в шпионской деятельности и выдворены из СССР. Не остался без внимания и такой источник, как публикации в открытой общедоступной печати . В 1967 году была принята "Инструкция о порядке цензорского контроля" . Учитывая процессы, происходящие в других сферах организации защиты государственных секретов, можно утверждать, что в стране началась новая эпоха в сфере цензуры. Теперь порядок работы сотрудников Главлита был полностью регламентирован. Через два года было принято "закрытое" Постановление ЦК КПСС *б4/1с от 7 января 1969 года "О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара", в котором фактически устанавливалась персональная ответственность авторского и редакторского состава за содержание публикуемых произведений.

В 1968 году в Министерстве среднего машиностроения (МСМ) СССР были созданы штатные аналитические подразделения по защите государственной тайны, которые получили наименование специальных научно-технических подразделений (СНТП) . Поясним, что это министерство занималось вопросами создания и производства атомного оружия.

В семидесятые годы прошлого века в стране продолжалось усиление режима секретности. В октябре 1970 года принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах усиления режима секретности". Согласно этому документу охрана государственной тайны стала одной из приоритетных задач контрразведывательных подразделений органов КГБ. Совместно с руководителями министерств и ведомств чекисты проделали огромную работу по организации защиты важных "объектов" от средств визуальной, радиотехнической и космической разведок противника, а также по выявлению каналов "утечки" секретных сведений и обеспечению режима секретности.

При активном участии сотрудников Второго главного управления (контрразведка) была разработана инструкция "О порядке приема организациями и ведомствами зарубежных научно-технических делегаций, отдельных ученых, специалистов и правилах работы с ними". Продолжалась работа по совершенствованию контроля перемещения иностранных граждан по территории СССР. Постановлением Политбюро ЦК КПСС * 177/41 от 22 сентября 1970 года предусмотрено создание единой государственной автоматизированной системы учета заграничных поездок советских граждан и въезжающих в СССР иностранцев. В июне 1971 года Юрий Андропов выступил на совещании руководящего состава органов и войск КГБ. В своей речи он, в частности, сказал: "...рассматривая особенности подрывной деятельности противника, видно, что претерпела серьезные изменения вся система организации разведки противника. Создание мощных радиотехнических разведывательных комплексов... и особенно систем космической разведки, бурный рост международных связей позволили противнику перестроить свою разведывательную стратегию на основе комплексного использования против социалистических стран всех современных разведывательных средств, проведения крупных долговременных агентурных комбинаций, особенно по добыванию информации о важных отраслях науки и техники, о процессах в области социально-политической, экономической и культурной жизни СССР".

Затем прошли совещания руководящего состава главных управлений, управлений и самостоятельных отделов КГБ, а в августе-сентябре - региональные совещания территориальных органов КГБ. Прозвучавшие на совещаниях высказывания были не упражнением в риторике.

Действительно, в годы "холодной войны" резко возросла роль технической разведки , которая сформировалась как один из способов сбора информации о противнике в начале прошлого века. В пятидесятые годы прошлого века в СССР большие усилия прилагали к сохранению в тайне мест расположения ракетных полигонов. Тем самым пытались осложнить использование противником средств технической разведки. Хотя не всегда это получалось. Например, 9 июня 1962 года первый заместитель министра обороны Маршал Советского Союза Андрей Гречко докладывал в ЦК КПСС, что во время летных испытаний межконтинентальных ракет Р-16 и Р-9А при подлете их к району падения (Камчатка) , как правило, появлялись американские самолеты радиотехнической разведки. Для расследования причин точного совпадения времени пусков ракет и появления самолетов- разведчиков была создана специальная комиссия. Она установила, что командование пунктов слежения за полетом ракет по радио предупреждало местных рыбаков о запрете плавания в определенных районах в конкретное время. Обычный радиоперехват позволял американцам сделать несложный вывод о проведении пусков. А дальше нужно было лишь зафиксировать интересующие США параметры. Позже, когда на вооружение поступили более мощные средства космической фото- и радиотехнической разведки, стало ясно, что нет никакой необходимости прилагать огромные усилия для того, чтобы скрывать месторасположение полигонов и космодромов.

А вот другой факт. В пятидесятые-девяностые годы прошлого века АНБ повышенное внимание проявляло к линиям радиорелейной связи, которые эксплуатировали два отечественных министерства - обороны и связи. Так, с 1968 по 1977 год семь спутников системы "Каньон" перехватывали информацию, которая передавалась по линиям радиорелейной связи, проложенной в Сибири. Им на смену пришли аппараты системы "Шалет", затем "Вортекс", а в начале девяностых - "Меркурий". А с 1994 по 1998 год было выведено на околоземную орбиту восемь спутников радиоэлектронной разведки. Не меньшее внимание уделялось системам ведомственной радиосвязи. В 1971 году отечественные специалисты создали аппаратуру, обеспечивающую ограниченную временную стойкость. Через пять лет появилось новое поколение оборудования с высокой степенью стойкости. Из- за дороговизны ее установили только в служебных автомашинах чиновников высшего ранга. А остальные, начиная от заместителя председателя Совета Министров СССР и ниже, пользовались обычной связью. Хотя сотрудники московской резидентуры ЦРУ иногда умудрялись подслушивать и разговоры, которые вели по радиотелефонам из своих машин члены Политбюро с Леонидом Брежневым. По утверждению одного из бывших аналитиков ЦРУ. "Крайне ценно было узнать, даже как они обращались друг к другу. Это позволяло, например, определить, какие отношения были между Брежневым и Подгорным".

Подтверждение факта "прослушки" чекисты получили после участия в тушении нескольких пожаров в здании американского посольства в Москве . По утверждению журналиста Игоря Коротченко:

"..."пожарные", пользуясь суматохой, хватали все подряд: бумаги, компьютерные дискеты, магнитные ленты, кейсы, использованные листы копирки, различную документацию".

Проблемы у СССР с американскими спутниками-шпионами не ограничивались только попытками защиты систем радиосвязи от прослушивания. Повышенное внимание к этой проблеме со стороны отечественных компетентных органов привело к тому, что в СССР в течение нескольких лет считали американские спутники серии КН-11 предназначенными исключительно для ведения радиотехнической разведки. Действительно, они несли на своем борту оборудование для перехвата информации, передаваемой по каналам связи, и радиосигналов. А еще аппаратуру для ведения оптической разведки. Но об этом в Москве не знали. В результате при прохождении американского спутника над военными полигонами и предприятиями "оборонки" находящаяся на открытых площадках секретная военная техника не маскировалась (убиралась в ангары, накрывалась маскировочными сетями и т.п.). Более того, не маскировались пусковые установки ядерных ракет, а в пусковых шахтах даже не закрывали люки. Великая тайна КН-11 просуществовала не более года. Сотрудник ЦРУ Уильям Кэмпайлс продал советской разведке подробное техническое руководство по эксплуатации КН-11 за три тысячи долларов. После этого инцидента все советское секретное оборудование, находящееся на "открытых" площадках, за несколько минут до пролета спутника над данным районом прятали от его зоркого шпионского "глаза".

Так же уязвимы были и проводные линии связи. Например, в США в рамках специальной программы ВМС для бесконтактного снятия информации с подводных кабелей , активно использовались подводные лодки. В семидесятые годы прошлого века вся специальная аппаратура устанавливалась на субмарине, поэтому ей приходилось сутками находиться над кабелем, что значительно повышало риск ее обнаружения. Потом было разработано автономное устройство, получившее в отечественной литературе название "кокон". Его можно было оставлять над кабелем на недели и даже месяцы, а потом забирать полученные записи. Более подробно об этих операциях рассказано в одном из приложений к данной книге. Также ЦРУ и АНБ использовали эту аппаратуру для подключения к подземным или воздушным линиям связи (например, к проводам между телефонными столбами). Одна из таких операций - тайное подключение к незащищенной кабельной линии к оборонному объекту в подмосковном городе Троицк

Вначале разведка США с помощью спутника-шпиона определила, что к объекту, связанному с лазерной техникой, роется траншея для прокладки кабеля. Город Троицк расположен к юго-западу от Москвы в закрытой зоне, куда американцы не могли проникнуть. Но кабель проходит в том районе за пределами Московской кольцевой автодороги, куда иностранцы могли попасть без специального уведомления властей. Резидентура ЦРУ приступила к тщательному изучению одного из таких участков на Калужском шоссе, почти сразу за кольцевой дорогой.

С помощью специального прибора они определили, что данный телефонный кабель не защищен, и выяснили, что можно без труда проникнуть в колодец, так как люк не запирался. И тогда сотрудник ЦРУ Макмэхен после часовой проверки по окрестностям Москвы добрался до искомого места и поработал там, установив на телефонном кабеле специальную аппаратуру съема информации. Поначалу эта операция, на которую затратили миллионы долларов, складывалась для них удачно. Но в конечном итоге советская контрразведка пресекла ее, и новейшее шпионское оборудование оказалось в распоряжении Лубянки.

Когда не помогала техника, то для защиты государственных секретов активно, как и в конце тридцатых годов прошлого века, использовали организационные меры. На многочисленных совещаниях, в том числе и с участием самого председателя КГБ Юрия Андропова, регулярно говорилось о том, что нужно приучить людей не обсуждать секретные вопросы по телефону. Постановлением ЦК КПСС от 12 декабря 1971 года была утверждена "Инструкция по шифровальной службе министерств и ведомств СССР". До этого времени многие вопросы организации шифровальной работы в гражданских организациях регламентировались "Инструкцией по обеспечению сохранности государственной тайны и режима секретности проводимых работ". Новая редакция "Инструкции по обеспечению сохранности государственной тайны и режима секретности проводимых работ" была утверждена 11 июля 1972 года.

Среди нововведений - учреждены отделы или группы режима и секретные отделы или части. В декабре 1973 года вышло Постановление ЦК КПСС "О мерах противодействия иностранным техническим разведкам". В том же году создана Государственная техническая комиссия по противодействию иностранным техническим разведкам ( Гостехкомиссия СССР ). На базе существовавших подразделений Министерства обороны и КГБ были созданы Управление Гостехкомиссии, Инспекция Гостехкомиссии и территориальные подразделения Гостехкомиссии: для центральных областей - в Москве, для северо-западных областей - в Ленинграде, для Белоруссии - в Минске, для Украины - в Киеве, для Закавказья - в Тбилиси, для Урала и Поволжья - в Свердловске, для Сибири и Дальнего Востока - в Новосибирске, для Средней Азии - в Ташкенте (позднее для Прибалтики - в Риге и для Дальнего Востока - в Хабаровске). Инициаторами создания этого органа выступили военные, а не руководство КГБ. В марте 1974 года Генштаб издал директиву, которая определяла порядок размещения и финансирования работы аппарата Гостехкомиссии. Не следует забывать и о развитии системы шифровальной связи в СССР.

К началу семидесятых годов это направление защиты государственных и военных секретов превратилось в крупную отрасль, в которой наметилось четкое разделение областей деятельности и ответственности. Главным здесь было обеспечение безопасности связи. К этому времени обозначились потребности в усилении промышленной базы по разработке и изготовлению шифр-техники, а также в более активном привлечении научных сил страны к разработке проблем обеспечения безопасности связи. Они инициировали принятие постановления от 11 мая 1973 года "О дальнейшем усилении безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в министерствах и ведомствах СССР", в котором "...создание шифровальных систем, обеспечивающих сохранение государственной и военной тайны при передаче информации по техническим средствам связи..." определено "...задачей большой государственной важности".

Несмотря на все принимаемые меры, ситуация в сфере защиты государственных секретов не могла удовлетворить руководство КГБ. Одна из проблем - отсутствие квалифицированных кадров в сфере организации защиты гостайны. Отдельные заинтересованные ведомства организовывали курсы повышения квалификации, но они не спасали положение.

В шестидесятые-семидесятые годы в СССР сложилась парадоксальная ситуация. Например, с одной стороны, за годы существования советской власти был накоплен богатый опыт в области секретного делопроизводства, а с другой - не было массовой подготовки специалистов-практиков.

Другая проблема. Обычно руководителями "первых отделов" (подразделений защиты информации) и заместителями начальников учреждений и предприятий по режиму назначали отставных военных или сотрудников КГБ. Эти люди в большинстве своем не имели необходимого опыта в области организации противодействия иностранным разведкам. Ведь речь идет не только о противодействии проникновению агентуры, но и защите от технической разведки.

Поэтому 15 ноября 1976 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление *941-323 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы сохранности государственных секретов". Оно, в частности, обязало Министерство высшего и среднего специального образования СССР:

"Организовать в Московском государственном историко-архивном институте (сейчас Российский Государственный гуманитарный университет . - Прим. авт.) подготовку специалистов высшей квалификации по секретному документоведению, по согласованию с КГБ и с участием заинтересованных министерств и ведомств, порядок приема и контингент студентов по этой специальности. Рассмотреть вопрос о подготовке в некоторых средних специальных учебных заведениях специалистов по режимно-секретной работе средней квалификации".

Министерствам и ведомствам предлагалось: "...рассмотреть вопрос о создании постоянно действующих курсов по повышению квалификации работников режимно-секретных органов и по согласованию с КГБ - специальных кафедр в отраслевых институтах повышения квалификации руководящих работников и специалистов". В развитие данного постановления в последующие годы были осуществлены соответствующие мероприятия по каждому из указанных направлений обучения специалистов по защите информации. Что касается подготовки специалистов с высшим образованием, то в процессе изучения этого вопроса стало очевидно, что обучать их только по вопросам секретного делопроизводства в отрыве от других направлений защиты государственных секретов (например, изучение методов противодействия иностранным техническим разведкам) невозможно, да и сама специальность является слишком узкой. Между тем многие отрасли оборонной промышленности нуждались в профессионалах высокого класса. На предприятиях и в учреждениях функционировали два подразделения: Первый отдел (занимался вопросами организации секретного делопроизводства, взаимодействовал с КГБ) и отдел или группа режима (обеспечивал режим секретности, взаимодействовал с Государственной технической комиссией). Проблема заключалась в организации работы этих подразделений. У исполнителей проблем не было, все было регламентировано специальными инструкциями, приказами и т.п., а вот у их начальников проблемы были серьезные. К тому же кто-то должен был разрабатывать всевозможные вышеуказанные документы применительно к особенностям каждого конкретного НИИ, завода, полигона и т.п. Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 15 января 1982 года *8 была организована специальность 2099 - "Секретное документоведение и режим секретности проводимых работ" с присвоением выпускникам указанной специальности квалификации "Инженер-организатор режимно-секретных работ" . Этим же приказом была утверждена квалификационная характеристика инженера- организатора, согласно которой специалисты предназначались для "организационно-управленческой деятельности в области защиты государственных секретов". Подготовка кадров по данной специальности была возложена на Специальный факультет, организованный в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ) в 1985 году. В первые годы существования факультета абитуриенты могли получить только самые необходимые знания о том, где им предстоит учиться и какие предметы изучать. Несколько лет на стенде приемной комиссии МГИАИ вместо названия факультета указывался номер специальности "0223". При поступлении, кроме экзаменов, нужно было пройти и собеседование. Для факультета на тогдашней окраине Москвы в районе нынешней станции метро "Улица Академика Янгеля" было построено специальное здание. Поясним, что основное здание МГИАИ тогда располагалось на улице Двадцатипятилетия Октября (сейчас Никольская) между Красной площадью и площадью Дзержинского (сейчас Лубянка). В лучших традициях маскировки подобных объектов внешне, да и внутренне, специальный факультет напоминал обычную среднюю школу. Вот только высокий металлический, вместо низкого бетонного, забор и отсутствие спортплощадки были демаскирующими признаками этого объекта. Вывески никакой на здании не было, и многие местные жители думали, что это просто вечерняя школа рабочей молодежи. А кто-то вспоминал известный телевизионный фильм "Большая перемена". Когда студенты в первый раз попадали вовнутрь, то один из первых сюрпризов, который их ожидал, - это расписание занятий. Вместо названий дисциплин стояли лаконичные обозначения: "СД" и двухзначный номер. Аббревиатура расшифровывалась как "специальная дисциплина", а число - номер кафедры и предмета. Подобная система обозначений существовала и в Высшей школе КГБ. В первые годы существования Факультета защиты информации (это его официальное название) около него регулярно появлялись машины с дипломатическими номерами. Иностранцы безуспешно пытались разгадать тайну этого учебного заведения. Студенты младших курсов докладывали об этом преподавателям спецдисциплин (многие из педагогов одновременно читали лекции в Высшей школе КГБ), а те хвалили их за бдительность. До середины девяностых годов прошлого века про факультет не писали в "открытой" печати. Одна из первых публикаций появилась в газете "Московский комсомолец" в январе 1994 года.

Факультет считался престижным. Родители многих студентов были сотрудниками КГБ, и учеба в вузе рассматривалась в качестве трамплина для начала карьеры в одном из подразделений КГБ. Каждый год весной в деканате появлялись кадровики из разных управлений КГБ, листали личные дела выпускников, беседовали с кандидатами. Параллельно с этим преподаватели спецдисциплин по своим каналам выводили кандидатов на кадровиков. Был и третий путь, когда в одной из аудиторий проводилось собрание, на котором "вербовщики" подробно рассказывали о предстоящей работе. До 1991 года Факультет был единственным вузом, который готовил "гражданских" специалистов для режимно-секретных органов. Параллельно в двух техникумах Министерства общего машиностроения была организована подготовка кадров средней квалификации по секретному делопроизводству.

Для повышения квалификации работников режимно-секретных органов были организованы, помимо спецкурсов ЦИПК (Центральный институт повышения квалификации) Минсредмаша , шесть специальных кафедр в институтах повышения квалификации специалистов оборонных отраслей промышленности и постоянно действующие курсы в тридцати одном ИПК (институте повышения квалификации) различных министерств и ведомств. К сожалению, обучение в них осуществлялось по разным, зачастую далеко не совершенным учебным планам и программам, нередко подготовленным собственными преподавателями при отсутствии необходимой учебно-лабораторной базы. Исключение составляли спецкурсы ЦИПК Минсредмаша, укомплектованные штатным преподавательским составом, имеющим значительный опыт практической руководящей работы в режимно- секретных органах.

В 1977 году для исследований проблем защиты государственных секретов и режима секретности был создан НИИ проблем информации Второго ГУ (контрразведка) КГБ (НИИ "Прогноз") .

В 1980 году в соответствии с решением Научно-технического совета КГБ СССР на Техническом факультете Высшей школы КГБ были организованы краткосрочные сборы, посвященные изучению методов и средств противодействия иностранным техническим разведкам, и создана Специальная лаборатория.

Также совершенствовалась и работа аппарата и самого КГБ. Приказом КГБ при СМ СССР от 12 июля 1977 года утверждена "Инструкция по оперативному учету в КГБ при Совете Министров СССР". Он предусматривал:

- Дело оперативной проверки;

- Дело оперативной разработки;

- Дело оперативного розыска;

- Дело оперативного наблюдения;

- Дело контрразведывательной операции;

- Дело оперативной подборки. Свой набор картотек существовал у Второго (контрразведывательного) управления КГБ СССР. Картотеки учитывали:

- иностранцев, неоднократно посещавших СССР;

- иностранцев, посетивших СССР за последние 2 года;

- всех иностранцев, посетивших когда-либо СССР;

- иностранцев, въезд которых в СССР ожидается;

- иностранцев, поставленных на контроль, в том числе иностранцев, въезд которым в СССР закрыт;

- центральный учет всех иностранцев, подозреваемых в террористической деятельности. Своя система учета была и у Шестого отдела (перлюстрация корреспонденции) ОТУ (оперативно-техническое управление) КГБ:

- централизованная картотека инокорреспондентов (иностранных граждан, организаций, учреждений, осуществляющих почтово-телеграфную переписку);

- картотека подставных адресов спецслужб противника (загранадреса, используемые для связи с разведками и агентурой);

- картотека адресов радиостанций и пропагандистских центров противника;

- централизованная фототека почерков неизвестных отправителей, скрывающих свои адреса при направлении корреспонденции в зарубежные и капиталистические страны;

- учет зарубежных организаций и граждан капиталистических стран, от имени которых систематически направляются враждебным элементам в СССР посылки и материалы;

- учет советских граждан, ведущих переписку с инокорреспондентами.

В ноябре 1978 года председатель КГБ СССР Юрий Андропов направил в ЦК КПСС Записку об установлении порядка рассмотрения с участием представителей КГБ СССР просьб руководителей министерств и ведомств о командировании за границу лиц, в отношении которых имеются различные мнения в связи с их осведомленностью в сведениях, составляющих гостайну (совершенно секретные сведения). В конце семидесятых годов выяснилась, что система защиты государственных секретов в атомной сфере оказалась недостаточно надежной. Значительная часть секретной информации становилась известна западным спецслужбам в период отдыха отечественных ученых на курортах Черного моря. Там они вступали в беседы с иностранными специалистами, которые по заданию зарубежных спецслужб специально приезжали сюда для целевых бесед. Данная проблема обсуждалась на одной из расширенных коллегий КГБ. Пути решения задачи были шаблонными: "не пускать, запретить, нарушить встречу". После одного из выступлений Юрий Андропов даже пошутил, задав наиболее ретивому оратору вопрос:

"А может, в цирке занять проходы для зверей и по ним выпускать наших ученых к морю?" Подводя итоги дискуссии, председатель КГБ сказал:

"Надо теплее относиться к нашим ученым ядерщикам, ракетчикам и другим специалистам. Мы и так их загнали хотя и в золотые, но клетки типа "Арзамас-16" , "Челябинск-70" . Выезды за границу им и их родственникам закрыли, переписку они ведут только под нашим контролем. Теперь мы хотим перекрыть им кислород у моря? Нет! Надо думать и искать другой выход, не ущемляя волю наших ученых".

Даже аппарат ЦК КПСС - органа, который руководил работой Лубянки, не смог избежать усиления режима секретности. Секретариат ЦК КПСС 12 февраля 1980 года специальным постановлением утвердил весьма секретную "Инструкцию по работе с секретными документами в аппарате ЦК КПСС". Понятно, что разработали ее на площади Дзержинского, а не на Старой площади. Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1980 года * 1121-387 были утверждены "Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну" и "Положение о порядке установления степени секретности категорий сведений и определения степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях". Система защиты государственных секретов более или менее эффективно функционировала до начала девяностых годов прошлого века. Затем многочисленные реформы КГБ, конверсия оборонных отраслей отечественной промышленности, переход к рыночной экономике значительно снизили возможности системы, но не смогли полностью парализовать ее работу. Одна из основных причин "живучести" - методики защиты государственных секретов, разработанные сотрудниками КГБ -продолжают оставаться актуальными и в наши дни. Например, инструкция по секретному делопроизводству, которая была разработана еще в середине восьмидесятых годов прошлого века, продолжает действовать и спустя двадцать лет. Более того, на ее основе специалисты разработали несколько вариантов инструкции по конфиденциальному делопроизводству для коммерческих структур - для тех, кто хочет сберечь свои коммерческие секреты.

Ссылки:

  • ЖИЗНЬ ЛУБЯНКИ ДО И ВО ВРЕМЯ АНДРОПОВА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»