|
|||
|
Рождение "Альфы"
А теперь вспомним официальную историю рождения спецгруппы "А". В июле 1974 года руководителя Седьмого управления КГБ генерала Михаила Милютина вызвал к себе заместитель председателя КГБ Семен Цвигун , чтобы поставить перед ним задачу: "Юрий Владимирович приказал создать боевую группу для противодействия угонщикам самолетов" (особо было оговорено, что подчиняться она будет непосредственно председателю КГБ). В сжатые сроки предстояло подготовить Положение о группе "А" - базовый документ, который определял статус подразделения, его цели, задачи и принципы функционирования. Ответственным за его подготовку был назначен генерал Михаил Милютин. Непосредственной разработкой положения занимались офицеры "Семерки": полковник Михаил Варников , начальник 5-го отдела полковник Николай Демин и майор Роберт Ивон . Документом предусматривалось, что главной задачей группы является локализация и пресечение актов террора и иных особенно опасных преступных посягательств, направленных на захват воздушных судов либо заложников в пределах Советского Союза, а также освобождение захваченных на территории зарубежных стран советских граждан, учреждений и принадлежащих им транспортных средств. К концу июля 1974 года положение было готово и вынесено на рассмотрение комиссии в составе трех заместителей Юрия Андропова - Семена Цвигуна , Виктора Чебрикова и Георгия Цинева. Докладывал генерал Михаил Милютин. Все предложения рабочей группы были приняты, и 29 июля 1974 года председатель КГБ подписал приказ о создании группы. Он же решал вопрос о руководителе подразделения, предупредив Михаила Милютина: "Командира я вам подберу сам". 29 июля 1974 года приказом председателя КГБ * 0089/ОВ (ОВ - "Особая важность") была создана группа "А", известная по всему миру как "Альфа". И хотя вскоре после этого Михаил Милютин ушел на другую работу, его имя навсегда осталось в истории легендарного спецподразделения . До сих пор журналисты и историки спорят - почему подразделение получило название "А". Называют различные версии, начиная от сокращения "антитеррор" (например, службу наружного наблюдения часто, даже в официальных документах, именовали "НН" ("Николай Николаевич") и заканчивая Андроповым. А слово "Альфа" придумали журналисты в начале 1991 года, когда в Вильнюсе погиб офицер подразделения лейтенант Виктор Шатских . Условия отбора сотрудников в группу были предельно жесткими. Не менее пяти лет на оперативной работе, безупречное здоровье, психическая устойчивость. Собеседование с кандидатами проводил майор КГБ Роберт Ивон . Позднее он станет заместителем командира нового подразделения. В конце концов из нескольких сот человек выбрали 30 наиболее достойных - первый, ставший сегодня легендарным, состав группы "А". Впервые о группе "А" в мире узнали 28 марта 1979 года, когда в одно из помещений американского посольства в Москве проник террорист Юрий Власенко . Его требования были "традиционными" - немедленно предоставить самолет для вылета за рубеж, в противном случае угрожал взрывом. По команде Юрия Андропова бойцы "Альфы" выехали на место происшествия. Операция началась по уже отработанной во многих странах схеме. Сначала переговоры (их вел тогдашний командир отряда Геннадий Зайцев ); когда стало ясно, что двухчасовая беседа на преступника не повлияла, председатель КГБ отдал приказ о начале силовой фазы операции. Предполагалось, что выстрел снайпера в правую руку террориста вызовет у жертвы болевой шок и не позволит ему разжать чеку гранаты. Юрий Власенко все же сумел подорвать себя. К счастью, никто, кроме него, не пострадал. Задачи созданной спецгруппы "А" были значительно шире, чем это принято считать. Например, сотрудники этого подразделения изучали не только "классические" объекты (поезда, самолеты, автобусы, общественные здания), но и... подземные бункеры, где при возникновении угрозы атомного удара должно было укрыться руководство страны. Причем не только отечественное, но и зарубежное. Зачем? Одна из версий, объясняющих повышенное внимание к подземным дворцам со стороны офицеров спецгруппы "А", такая. Возможно, при возникновении "особого периода" офицерам элитного отряда КГБ пришлось бы уничтожить руководство западных стран. Хотя реализация такого плана - это прерогатива спецназа, а не антитеррористического подразделения. Косвенно идею использования "Альфы" для решения боевых задач подтверждает и ее участие в штурме резиденции главы Афганистана в 1979 году . В Кабуле была проведена классическая операция спецназа. Хотя могло быть и другое объяснение тому, зачем офицеры "А" изучали особенности функционирования правительственных противоатомных укрытий. Вот что рассказал об этом один из ветеранов отряда Александр Лозинский : "...на базе одной из военных академий стали готовить особые группы, в состав которых входили специалисты широкого профиля: взрывники, медики, психологи... Спецподразделения должны были обеспечить охрану особо важных объектов Министерства обороны, связанных между собой так называемым "Метро-2" , по всем документам проходящим как правительственный объект Д-6" . Поясним, что под объектами военных подразумеваются подземные командные пункты. Их начали интенсивно строить в 1958 году, когда все главные штабы и командные пункты срочно начали переносить из столицы в ближайшее Подмосковье. "Холодная война" могла в любой момент превратиться в "горячую", а Советская Армия мгновенно лишиться командования. Для того чтобы оперативно доставить руководство в укрытия при сигнале "Атом", была построена первая ветка так называемого "Метро-2". Сейчас их как минимум четыре (по состоянию на 1997 год). А вот в каких учениях принимали участие бойцы подразделения "А". Снова рассказ Александра Лозинского: "...отряду был отдан необычный приказ: захватить штурмом один из самых неприступных подземных объектов. Мы - люди военные, приказ начальства поняли буквально: объект должен быть подавлен. Подземный командный пункт, куда на случай нанесения локального ядерного удара должны были эвакуироваться члены Политбюро и ЦК, находился на глубине 80 метров и напоминал огромную подводную лодку. При объявлении боевой тревоги через короткий промежуток времени бункер должен был просто-напросто "захлопнуться" - "уйти" в так называемый режим вентиляционного обеспечения. Времени у нас было в обрез. Объект охраняло подразделение 9-го управления КГБ . Мы прекрасно знали "географию" не только этого объекта, но и схемы аналогичных объектов за рубежом... Поэтому вскоре проникли под землю и оказались в центральном пункте управления всеми техническими системами. И тут я услышал такую отборную брань... Начальник охраны, на ком лежало обеспечение дежурств, костерил нас на все лады: "Что вы наделали?.. В этот объект вложены миллиарды долларов... Он считался неприступным. .." Чуть позже, по аналогичной схеме, проверялась надежность охраны объектов - потенциальных мишеней террористов. Начиная от химических комбинатов и заканчивая АЭС . Это понятно - существует теоретическая вероятность попыток захвата со стороны экстремистов. А вот атомные убежища... Есть и еще одно возможное объяснение - почему "альфовцы" тренировались на объектах "Д-6". Дело в том, что куратор подразделения - заместитель председателя КГБ Владимир Пирожков одновременно занимался и подземными командными пунктами. Вот что он однажды сказал по этому поводу: "...мы провели реконструкцию подземных объектов, из которых правительство и военные могли бы руководить страной во время особого периода. Объекты по уровню были лучшими в мире. Это, конечно, общенародное детище, но и мое тоже".
При этом спецгруппа "А" (с момента своего создания до начала восьмидесятых годов прошлого века) заложников из захваченных террористами самолетов не освобождала (по крайней в мере, в отечественной "открытой" литературе нет упоминаний об участии в таких операциях). Хотя в литературе описаны не все ЧП времен "холодной войны", поэтому, может быть, где-то "альфовцы" и поучаствовали. Вот только мы об этом в ближайшие несколько лет не узнаем. В пользу того, что группа "А" изначально не предназначалась для штурма самолетов, можно привести как минимум четыре довода. Во-первых, она было создана для освобождения заложников в иностранных посольствах. Седьмое управление КГБ , на базе которого и появился отряд "А", кроме "наружного наблюдения", занималось и охраной зарубежных дипломатических миссий на территории СССР. По словам заместителя председателя КГБ Владимира Пирожкова, оно "создавалось для защиты от актов террора прежде всего иностранных посольств. У нас практически по каждому посольству был создан план действий в экстремальных ситуациях...". Говоря другими словами, имелся подробный план зданий. Одна из первых "силовых" акций, где участвовали бойцы этого подразделения, была... "очистка" здания Министерства здравоохранения в Рахмановском переулке в Москве от иностранных студентов, которые забаррикадировались в нем. Тогда отдельных бунтовщиков приходилось выносить на руках и сажать в специально выделенный для этого автобус. А первая операция, связанная с воздушным судном, - участие в мероприятии по обмену советского диссидента Владимира Буковского на руководителя компартии Чили Луиса Корвалана 17 декабря 1976 года в Цюрихе . В операции был задействован самолет председателя КГБ "Ту-134". Во-вторых, в большинстве случаев члены экипажа самостоятельно обезоруживали террористов или выполняли их требования. Штурмы самолетов до середины семидесятых годов прошлого века происходили крайне редко. Только в начале 1973 года была разработана инструкция и сформирована группа захвата из сотрудников МВД, которые и должны были нейтрализовать бандитов. В-третьих, сотрудники спецгруппы "А" впервые участвовали в операции по нейтрализации воздушных террористов, которые захватили самолет "Ту-134 18 ноября 1983 года в Тбилиси . Об этой операции написано достаточно много, отметим лишь один малоизвестный факт. Учебным пособием для бандитов стал художественный фильм "Набат" , снятый на киностудии "Мосфильм", но не успевший еще выйти в прокат. Главарь банды - художник студии "Грузия-фильм" Coco Церетели сумел получить копию этой ленты и досконально ее изучить. Операция по захвату авиалайнера полностью соответствовала тому, что демонстрировалось в этой кинокартине. По настоятельной рекомендации КГБ СССР фильм на экраны страны так и не вышел. Зато потом "Набат" использовали в качестве учебного пособия во всех крупных аэропортах СССР. В-четвертых, "воздушный терроризм" возник еще в тридцатых годах прошлого века (за сорок лет до создания спецгруппы "А"). Первый официально зарегистрированный случай незаконного захвата летательного аппарата зарегистрирован 11 февраля 1931 года в Перу. Группа вооруженных повстанцев, преследуемая правительственными войсками, захватила на аэродроме в Арекипа 13-местный самолет Фоккер "Траймот" и принудила пилота - американца Байрона Рикорда лететь в Чили. По злой иронии судьбы в 1961 году Рикорд снова стал жертвой "воздушных флибустьеров", правда теперь пилотируя лайнер "Боинг-707". В этом нет ничего удивительного. Ведь на рубеже шестидесятых-семидесятых годов прошлого века в течение года фиксировались от 70 до 90 попыток угонов и захватов пассажирских самолетов. Так, в 1969 году зафиксирован 81 акт воздушного пиратства (погибло 5 и ранено 32 человека). В 1970 году 87 инцидентов (соответственно 92 и 29 жертв). В 1971 году зарегистрировано 58 ЧП (12 пассажиров погибло и 34 ранено). Ссылки:
|