Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Пиротехническое шоу со смертельным исходом (взрыв в Кирове, 1968 г)

О трагедии, произошедшей на городском стадионе города Кирова , до недавнего времени пострадавшие и свидетели предпочитали молчать. Все они в 1968 году дали подписку о неразглашении сведений о случившемся. Материалы следствия, которое сначала вело КГБ (всерьез рассматривалась версия о теракте), а потом УВД города Кирова, до сих пор засекречены. К этому следует добавить, что городские власти всячески препятствовали проведению независимого расследования причин ЧП. Достаточно сказать, что руины двухэтажного деревянного строения, где произошел взрыв, власти города приказали сровнять с землей. По приказу приехавшей комиссии из Москвы завалы были разобраны. Многие считают, что местная власть просто хотела побыстрее избавиться от следов трагедии. Хотя высока вероятность того, что руководство Кирова пыталось скрыть следы своей преступной халатности. В качестве подтверждения этого тезиса процитируем рассказ ветерана советской военной контрразведки генерал-лейтенанта Юрия Алексеевича Николаева , который занимался по линии Третьего управления КГБ расследованием этого инцидента. "Весной 1968 года мы вместе с Управлением КГБ и областной прокуратурой расследовали обстоятельства взрыва на центральном стадионе города Кирова, унесшего жизнь ста местных жителей и шестнадцати военных строителей с ракетного объекта (количество жертв, согласно официальным данным, было меньше. - Прим. ред.). Виновником взрыва являлась административная группа объединения Росгосконцерт из Москвы, занимавшаяся организацией и проведением выступлений в крупных городах России так называемого "Театра массовых представлений". Для этих целей использовались стадионы, на которых собирались многотысячные зрители, разыгрывались костюмированные представления на революционную тематику и с изображением эпизодов Отечественной войны. Для привлечения зрителей приглашалось несколько популярных киноактеров (в Киров приехали Марк Бернес, Вера Васильева и другие столичные звезды. - Прим. ред.).

Массовые сцены обеспечивались за счет бесплатного привлечения студентов, старшеклассников школ и военнослужащих. Все это сопровождалось красочной рекламой и выдавалось за военно-патриотическое воспитание молодежи. Большие бесконтрольные денежные сборы зачастую использовались в целях личного обогащения организаторов мероприятий. Представления заканчивались громадными фейерверками. Необходимые для этого порох и другие взрывчатые вещества от контрольных органов укрывались. Из города в город они перевозились под видом обычного театрального реквизита, в местах представления складировались без всякого соблюдения норм безопасности. На Кировском стадионе они были сложены в подвале двухэтажного деревянного строения, в котором находились пивная, буфеты и костюмерная для артистов. Выяснилось, что только пороха там находилось восемь ящиков, по 80 килограммов каждый. Факты показали, что трагедия произошла в результате неаккуратности пиротехника В.В. Березенцева , здание вместе с людьми взлетело на воздух. Взрыв произошел за двадцать минут до начала зрелища (в 17.40. - Прим. ред.), зрителей скопилось много, возникла паника и давка. Артисты не пострадали, в этот момент они находились на пути к стадиону. Следует отметить, что до приезда в Киров указанным "театром" давались представления в городе Йошкар-Ола, где, как было установлено расследованием, взрывчатые вещества были заложены непосредственно под зрительские трибуны. Организаторы выступления вели себя напористо, требовали поддержки областных партийных и советских руководящих работников. Пытались найти через них подходы к командованию гарнизона. У военного коменданта города добились выделения военнослужащих для проведения подготовительных работ на стадионе. Шестнадцать человек из них, как указано выше, погибли. По настоянию городских чиновников комендант распорядился выдать пройдохе-продюсеру триста взрывпакетов для имитации разрывов гранат, часть из них оказалась в личных чемоданах "театралов". Коменданта отстранили от служебных обязанностей. В отношении начальника УВД возбудили уголовное дело. Суд над непосредственными виновниками этого тяжелого происшествия - руководителями административной группы "Театра массовых представлений" - продолжался долго, в чьих-то интересах явно затягивался, переносился, переназначался и т.п., и я, откровенно говоря, достоверно не знаю, чем он окончательно завершился. Не исключено, что в данном случае не обошлось без вмешательства влиятельных лиц - тогда такое тоже бывало".

А теперь процитируем рассказ одной из пострадавших при взрыве, Людмилы Леонидовны Кротовой (Парамоновой) , которая вместе с подругой сидела на балконе второго этажа того дома, где произошел взрыв: "Дом буквально подняло над землей. Мы оказались внутри огромного костра. Почувствовала, что вся сжимаюсь - как вспыхнувшая бумага. Балкон обвалился. Скамейку, на которой мы сидели с подружкой, взрывной волной выбросило за барьер на поле. Это нас и спасло от верной смерти. Из горящего дома неслись страшные крики. Там был настоящий ад. Потом раздался второй взрыв - куда более мощный. Крышу взметнуло вверх, а здание сложилось как карточный домик. Людских голосов уже не было слышно - только треск полыхающего огня. Вскоре к нам подбежали медики - потащили в "газик", со ступеньки которого текла кровь: там уже были другие пострадавшие. Привезли в травмбольницу. Мне несколько раз вводили сыворотку от столбняка. Лежала на кушетке вся мокрая от "пожарной" воды, в одной туфле. Капроновые чулки расплавились и прилипли к ранам, волосы, сгорели. Ожоги были по всему телу - только лицо уцелело, потому что в первые мгновения после взрыва закрыла его руками". В ходе расследования выяснилось, что со стороны организаторов представления (по утверждению журналиста Галины Вараскиной, в Киров прибыло 112 сотрудников Московского театра массовых представлений) и руководства стадиона отсутствовал противопожарный контроль за подготовкой мероприятия, хранением пиротехнических средств. Преступные нарушения требований пожарной безопасности были и в двух других описанных ниже ЧП. Были осуждены и получили сроки наказания за грубое нарушение техники безопасности при работе с взрывчатыми веществами директор стадиона (он даже не знал, что в представлении будут использоваться взрывчатые вещества), директор театра и представитель пожарной службы. Полковник милиции в отставке, бывший глава Кировского УВД и непосредственный свидетель событий (он давал показания по делу в Верховном суде), рассказал журналистке Елене Овчинниковой, что пиротехник Валентин Березинцев накануне выступления сильно поссорился с женой и, будучи очень расстроенным, допустил несколько фатальных оплошностей, которые привели к воспламенению и взрыву. По другой версии, Валентина Березенцева за несколько секунд до взрыва видели стремительно бегущим с поля к зданию. Что он такое там заметил, непонятно. Пиротехник успел добежать до порога напичканной порохом комнаты. Опознали его лишь по кедам и татуировке на груди. Согласно данным областного управления КГБ:

"В результате взрыва и пожара в служебном помещении, расположенном на территории стадиона "Трудовые резервы", пострадало 117 человек: 29 погибли на месте, были ранены 88 человек, в том числе 72 - тяжело. Позднее в больницах скончались еще шестеро кировчан. Среди 35 погибших было одиннадцать учащихся, девять военнослужащих, трое работников московского театра".

Ссылки:

  • ТЕРРОРИЗМ В СССР - ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»