Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Жизнь младших Аллилуевых 1948

Источник- Аллилуев В., 2002.

Мы с Леонидом привыкали к самостоятельной жизни, бабушка по состоянию здоровья большей частью проводила время в "Соснах" , и мы вчетвером - Леонид , Сергей , Саша и я [ Владимир ] - навещали ее постоянно, а летом я иногда и какое-то время жил с ней в этом санатории.

Там же подолгу жили Гулька со своей "Дюнюней". Сергей и Саша были на попечении Марии Дмитриевны Земляницыной , матери тети Жени , с ними жила и дочь Николая Владимировича Молочникова Ксения . Сын Молочникова Лева к тому времени женился и жил у жены. В беде мы как-то все вместе теснее сдружились, помога ли друг другу чем могли.

Кстати, в квартире напротив нас, в семье И.Ф. Тевосяна , сестра которого была женой Л.И. Мирзояна , также нашли свой приют сын и дочь арестованного в 1938 году Мирзояна и его жены. Закон был один - дети за родителей не отвечают. Не могу покривить душой и сказать, что нас в чем- то притесняли, ограничивали. Все мы были комсомольцами, поступили в институты, которые выбрали сами. Сын того же Мирзояна был избран в 1952 году секретарем партийной организации крупного предприятия. Сергей учился в МГУ, а Леонид после маминого ареста сам бросил МЭИ, хотя в некоторых публикациях сердобольные дяди изображают его пострадавшим, пишут, будто его выгнали из института.

Мы сами долго не знали о том, что он бросил учебу, пока к нам домой не пришел то ли начальник курса, то ли декан факультета и уговаривал Леонида вернуться в институт. Но Леонид возвращаться в МЭИ не стал. Позднее он поступил в МИСИ на гидротехнический факультет. Жили мы в те годы на бабушкину пенсию, на стипендии, которые Сергей и Леонид получали в институтах, и на два обеда - обед деда, который был оставлен за нами, и обед бабушки. Ежемесячное получение обеденных книжек составляло тогда целый ритуал. Бабуся писала соответствующую доверенность "на получение обеденных книжек двух", и Сергей шел с той доверенностью в столовую к ее начальнику - маленькому, очень грустному человеку с сильно косящими глазами - и получал эти самые книжки. Этими обедами еще кормился младший брат мамы - Федор Сергеевич Аллилуев , живший в семнадцатом подъезде нашего дома. Вскоре закончил школу и Саша, поступил он в Первый Московский медицинский институт на санитарно-гигиенический факультет.

Василий продолжал куролесить, его вторая жена, Екатерина Тимошенко , была выставлена за дверь. С двумя детьми, Василием и Светланой, она некоторое время жила с бабусей в "Соснах". Неудачное замужество сломило ее и вконец доконало, она так и не смогла оправиться от горестного удара и устроить свою жизнь. Летом 1950 года я в последний раз побывал в Зубалове .

Светлана пригласила всех четырех братьев на стадион "Динамо", где проходил большой праздник в честь Дня физкультурника. Она заехала за мной в "Сосны", и, отправляясь в Москву, мы завернули к ней на дачу. В Зубалове вместе с ней жили сын Светланы Оська и няня Саша .

Как тут все изменилось с памятного 1943 года! Там, где раньше были "гигантские шаги", а потом волейбольная площадка, сооруженная Василием, теперь зеленела березовая рощица, к даче была пристроена большая солнечная веранда. Из Зубалова мы заехали за другими братьями и отправились на стадион. Праздник был красочный, многолюдный, завершился он любимым в народе футбольным матчем. Играли "Динамо" и ЦДКА, как сейчас помню, что выиграли армейцы со счетом 4:1. Со стадиона Светлана повезла нас с Леонидом в "Сосны", для нас праздник еще продолжался: Светлана подъехала к Москве-реке, туда, где в нее впадает Черная речка и где располагалась лодочная станция, обслуживающая окрестные дачи, и мы еще часа полтора покатались на моторке.

В июне 1951 года Сергей с отличием закончил физфак МГУ и его рекомендовали в аспирантуру. Началось оформление документов, и тут выяснилось, что мать его репрессирована как враг народа, начальство струхнуло и стало волынить дело с приемом. Юлия Исааковна , узнав от бабуси о случившемся, безапелляционно заявила: "Клянусь (это было ее любимое словечко), о какой аспирантуре может помышлять сын врага народа?"

Должен заметить, что некоторые наши родственники после маминого ареста стали шарахаться от нас и избегать любых контактов, а вот простые люди, наши друзья, соседи по дому отношений к нам не меняли и за карьеру свою не боялись, опекали нас как могли и помогали нам вырасти. Светлана и Василий относились к нам, конечно, по-прежнему ласково и заботливо. А между тем наша главная опора, бабушка, стала заметно сдавать. Трудная жизнь, семейные горести совсем ее скрутили, ей было семьдесят четыре года, и ее часто мучили сердечные приступы. Умерла она внезапно. Приехала навестить нас в дом на набережной, собралась уже уезжать к себе, но почувствовала себя плохо. Дома был один Леонид, он вызвал "скорую", и бабушку отвезли в "кремлевку". Прошло совсем немного времени - час или два, нам позвонили из больницы и сообщили о смерти бабуси... Похоронили ее рядом с младшей дочерью. На следующий после похорон день Василий пригласил к себе Леонида . Он сказал, что за нами сохраняются обеды, которые мы получали при жизни бабушки, половина пенсии, которую мама получала за деда (эта сумма будет выплачиваться мне до моего совершеннолетия - в 1951 году мне исполнилось шестнадцать лет). - Что еще нужно? - спросил Василий у Леонида.

- Поставить памятники дедушке и бабушке и помочь Сергею с аспирантурой, он сын врага народа, могут не принять, - ответил Леонид.

- Разберемся, - пообещал Василий.

И действительно, на следующий день к декану физфака МГУ приехал адъютант Василия, майор Дагаев, и популярно объяснил, что Сергея нужно оценивать по уровню знаний и способностей, которые к его анкете не относятся. И если он человек способный, препятствовать его поступлению в аспирантуру не следует. С тех пор прошло более сорока лет. Сергей Павлович Аллилуев - доктор физико-математических наук, профессор. Работая в Московском физико-техническом институте , подготовил не один десяток научных кадров. Он женат, растит дочь Александру .

Вскоре после смерти бабушки в моей жизни произошли изменения: меня усыновил младший брат мамы Федор Сергеевич Аллилуев , мой дядя Федя. Так я стал Федоровичем и Аллилуевым.

Примерно тогда же в соседний с нами подъезд переехала Светлана с Осей и Катей_светл , у нас с ней был теперь общий балкон. Мы вновь стали часто встречаться.

Ссылки:

  • ТАЙНА АРЕСТА АЛЛИЛУЕВЫХ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»