Джихад (от араб. الجهاد
[dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе,
означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру.
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама)
стало основным значением слова для немусульман и получило название
«священная война». Многие мусульманские авторы, особенно современные,
настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно
подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война»
неточным и неприемлемым переводом.
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными
пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так
далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле
распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников
и правонарушителей. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает
любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении
и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все
свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу
против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и
торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса «целью джихада является не столько
распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной
мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво
агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства
мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в
виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные
и исламские апологеты утверждают, что согласно идеологии джихада
разрешается вести только защитные военные действия, или что джихад является
всецело ненасильственным движением».
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации
«Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с
врагами ислама.
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности
исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его
мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных
странах или регионах с целью изменения правящего режима или
государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными
Штатами Америки, Израилем и европейскими странами». Аналогичного мнения о
связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор
Дамасского университета Садик Аль-Азм. Он полагает, что это борьба за
реисламизацию мира.
Как считает исполнительный директор Института международной политики по
борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на
две части «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная
террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности —
глобальный джихад.
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на
большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже
было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в
широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества
идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а
потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь
Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо
выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого
мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда:«Мы вернулись с малого джихада,
чтобы приступить к джихаду великому».
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в
частности выделяют следующие:
Джихад на поле боя («джихад руки»). Ведение боевых действий для охраны
жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является
обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются
муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают
одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники
войн называются газиями (Гази).
Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»). Индивидуальная борьба
каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой
джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки
человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение
ввёл Аль-Газали.
Военный джихад (газават) («джихад меча»). Необходимость этого возникает в
том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать
свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если
мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других
религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей
этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено
доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого.
Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт
к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству.
Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег,
имущества.
Анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову,
автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов
«Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна),
много писавшего о джихаде показывает, что в 97% случаев речь идёт о
священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о
внутренней борьбе за нравственную чистоту.
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада,
изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада.
В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов: стариков, женщин,
детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в
сражениях.
Со времён Первой англо-афганской войны (1838-42), как и в последующих
войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО,
афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада —
войны против оккупации.
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил
газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В
1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834
году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера
кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром
— объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он
был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне
(1834—1859).
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман
европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад
— нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал
мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын,
брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках
нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не
помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане,
хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей
веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942
году