|
|||
|
Яковлев постепенно отодвигает Адлера от Як-40
И ничего неожиданного я не увидел в его поведении, когда стал замечать, что по мере того, как все более успешно разворачивалось серийное производство Як-40 , множились признаки его популярности среди летного состава и пассажиров, Яковлев методично ограничивал мое поле деятельности, отнимая одну за другой мои функции и передавая их в иные руки. Так, серийными вопросами полностью завладел Бендерский , летными испытаниями и демонстрационными перелетами за рубежом Керим Бекирбаев , а дальнейшие модификации самолета перешли к его сыну, толковому конструктору Сергею Яковлеву . Давно зная эту его тактику - "мавр сделал свое дело, он должен уйти" - я пассивно относился ко всему этому, правда, все время повторяя про себя: "Рано убираете меня, Александр Сергеевич, рано!". Этим я выражал свое отношение к ситуации, заключающейся в том, что в начале широкой эксплуатации нового самолета, особенно пассажирского, имеется неизбежный риск, лежащий на плечах Генерального конструктора - при любой крупной авиакатастрофе с человеческими жертвами поднимается вопрос о виновных. Чего проще для него подставить меня в этом случае, а не оказаться самому в этой роли? Однако время шло, эксплуатация проходила довольно гладко, без громких ЧП, и моя роль "мальчика для битья" сходила на нет. Мне осталась всего одна, правда, необычная работа, впервые проводимая в нашей стране: сертификация Як-40 и получение документа о соответствии его английским нормам летной годности, выдаваемого авиарегистром страны- члена ИКАО . [ 23 ] Самолетом уже интересовались зарубежные авиакомпании, а продавать его там без сертификата невозможно. Поскольку тогда наша страна не была еще членом ИКАО, Авиаэкспорт заключил договор с поляками, уже членами ИКАО, о совместном проведении необходимых работ. После получения в 1969 году сертификата выяснилось, что польский сертификат по английским нормам котируется на Западе очень низко и придется повторить все сначала: сертифицировать самолет совместно с итальянцами, и не по английским, а по американским нормам летной годности. Работу договорились проводить в два этапа: сначала здесь, а затем в Италии. Итальянцы прибыли во главе президентом авиарегистра Италии профессором В. Альдино . Я окончательно заскучал. Бесконечные споры с итальянцами, их формальные аргументы и наши еще более формальные доказательства имели не столько технический, сколько юридический характер. А тут еще на фоне служебного прозябания развернулась личная драма, а затем долгая тяжелая болезнь. Ссылки:
|