Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский авиазавод N 458. Адлер Е.Г. организует серийное поизводство Як-7

На каком - то средних размеров гражданском предприятии уже разместился недавно эвакуированный из Ростова-на-Дону авиазавод *458 . Директор А.П. Бугров , крепкий коренастый ростовчанин, распорядился разместить нашу группу в гостинице "Заря Востока", а меня - в шикарной гостинице "Интурист" на самом берегу Каспийского моря. Над крышей "Зари" гордо реяла модель парусного кораблика, но внутри было убого и неуютно, за что она получила от наших ребят прозвище "Рваные паруса". Мое же водворение в "Интурист" весьма затянулось. Заместитель директора завода, из местных, очень живой, казавшийся энергичным и деловым, на мое напоминание ответил:

- Поезжай туда, скажешь "Шахалиев велел" - номер твой будет. В "Интуристе", услышав фамилию Шахалиев , даже разговаривать не стали, а, замахав руками, отказали со словами:

- Ваш администратор должен нам почти за полгода, пусть сначала расплатится. При повторной встрече мой собеседник, не глядя в глаза, быстро и искусно рисуя на листке бумаги каких - то человечков, говорил:

- Нет, ты что-то не так говорил, не так держался. Я сейчас сам позвоню и все улажу. Продолжая рисовать фигурки, он что-то долго и горячо говорил в трубку по - азербайджански. Затем, уже по-русски - мне:

- Поедешь, шикарный номер тебя ждет. Вернувшись снова ни с чем к Шахалиеву, застал его в разъяренном состоянии.

- Что ты за человек? Такое простое дело не можешь сделать. Вот тебе гарантийное письмо, отдашь и живи, как Бог. Снова получив от ворот поворот, я, в ярости, отправился прямо к директору. Бугров вызвал Шахалиева, но этот наглец с веселой улыбкой, не давая раскрыть рта директору, начал говорить прямо от двери:

- Нет, ты только посмотри на него, какой дурак! Я его раз обманул - он поверил. Обманываю его еще раз, он снова верит. Представляешь, просто невероятно, обманываю в третий раз, а он, энергично поворачиваясь ко мне,- в третий раз поверил! Бугров, не найдя в этих восточных россказнях ничего смешного, принялся отчитывать Шахалиева, улыбка которого сменилась угрожающим выражением лица.

- Слушай, ты опять оскорбляешь местные кадры, придется снова обращаться в ЦК компартии Азербайджана. Ссора закончилась на условиях Бугрова:

- Поезжай сам в "Интурист" и не возвращайся на завод пока не поселишь там представителя главного конструктора. Въехав в волшебный номер с окнами на близкое море, я устроил пир, на который пригласил не только всех своих сотрудников из "Рваных парусов", но и Бугрова с Шахалиевым. Запомнилось, как Бугров отплясывал на столе среди винных бутылок, а Шахалиев, перебрав, улегся в ванной как был, в хорошем костюме. Ребята на Шахалиева давно точили зубы, и кто - то из них попытался пустить воду, но я все - таки не дал, на радостях все ему простив.

Жизнь в Баку начала, было, входить в будничную колею, на заводе развернулась работа в цехах по внедрению в серийное производство истребителя Як-7 . Наше конструкторское сопровождение заключалось в том, чтобы любые недоразумения, неувязки в чертежах или просто неправильно понимаемые требования чертежа исправлять на месте или устранять с помощью изменений. Вскоре подъехали поездом наши производственники и семьи всех приезжих, все утряслось, устоялось. Только-только начали привыкать к мысли, что невзгоды войны остались где-то далеко-далеко, а мы тут, как в раю, отсидимся в стороне, пришел приказ: "Учитывая сложившуюся обстановку и военное положение, когда угроза Москве миновала, а появилась возможность для врага отрезать Кавказ от Центра, завод *468 срочно эвакуировать в Москву" Опять началось уже знакомое: станки снимаются со своих мест, ставятся на железные листы и буксируются тракторами к железнодорожным платформам, на которые они втаскиваются по наклонным настилам. Опять разбирается только что налаженное оборудование, стаскиваются слесарные верстаки вместе с тисками, технологическая оснастка и все это грузится на платформы и в вагоны. В самый разгар этой суматохи приглашает к себе Бугров:

- Зачем - то вызывают в ЦК КП Азербайджана, как сказано, для переговоров с Москвой. Поедем вместе. Возможно, тебя этот разговор тоже коснется.

- Что ж, поехали. В приемной первого секретаря собралось человек десять.

- Звонил товарищ Берия ,- говорит первый секретарь ЦК Бугрову ,- хочет поговорить с тобой. В наступившей тишине раздается звонок правительственного телефона и начинается разговор.

- Директор завода Бугров. Слушаю. Это неправда, Лаврентий Павлович! В наступившей паузе, пока говорил Берия, Бугров, этот вовсе не робкий человек, сильно побледнел, на лбу его заблестели капельки пота. По - видимому непроизвольно, он стал по стойке смирно.

- Нет, Лаврентий Павлович, это не так. Снова долгая пауза.

- Это же слесарные верстаки со снятыми тисками. Тиски погрузили в вагоны, а верстаки на платформы. Без них ни один завод не сможет работать. Нет, это не хлам! Уже погрузили восьмой эшелон. С завтрашнего дня будем отгружать по два эшелона в день! Стараемся, Лаврентий Павлович. Будет сделано. Спасибо. Положив трубку, Бугров, немного помолчав и постояв, обвел глазами присутствующих, словно удостоверяясь, что здесь все осталось по - прежнему. Затем быстро подошел к начальнику железной дороги, ткнул ему кулаком в круглый живот и сказал:

- Ты что же это, гад, наклепал на меня? Железнодорожник, с широкой фальшивой улыбкой, далее не пытаясь защищаться от наседавшего Бугрова, заговорил:

- Слюшай, нэ сэрдись, ты эщэ должэн благодарить мэнэ.

- За что же?

- Я жэ тэбэ устроил разговор с самим Лаврэнтий Павлович Бэрия. С тэбя магарыч! Бугров только рукой махнул и, обращаясь ко мне, сказал:

- Поехали. Дорогой он рассказывал, что начальник железной дороги донес на него, что директор вместо оборудования отгружает всякий хлам. Покончив с погрузкой, отправив своих людей вместе с заводскими эшелонами в Москву, которые все-таки успели проскочить до начала германского наступления на Сталинград, я в одиночку укатил из Баку в пустом купе спального вагона прямого сообщения. От безделья стал размышлять: что ожидает меня в Москве? Еще в Новосибирске мы из газет иногда узнавали:

"Завод, где и.о. директора В.С.Котов , начал успешно ремонтировать истребители, которые сразу же вылетают на защиту Москвы. Директор завода Котов (фото) выступает на митинге по случаю отправки на фронт сотого отремонтированного истребителя.

- Неужели,- думалось мне,- по приезде в Москву придется работать не на опытном авиазаводе, а на мелком ремонтном заводике?

Ссылки:

  • АДЛЕР Е.Г.: В ОКБ ЯКОВЛЕВА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»