Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Адлер Е.Г.: Суровая школа в КБ Яковлева

Из Адлера

Ведущий конструктор , если он достаточно опытен, является первым помощником главного конструктора . Он должен быть душой порученного ему самолета, мастером на все руки и оперативно решать все вопросы, возникающие на производстве. Должен-то, конечно, он должен, а если не может, что тогда? Если наш главный конструктор был молодым, то рабочих он предпочитал пожилых, квалифицированных и опытных. Работали они обычно вечерами, группами по два-пять человек и, как правило, за аккордную плату. Я же должен был всегда находиться при деле, в любое время дня и ночи, пока где-то что-то строилось. Учебу почти забросил. Планеризм - тем более. Ведь мне поручено такое важное дело! Яковлев был ровно требователен и хладнокровно, как котенка, тыкал носом, если замечал какой-либо промах. А их-то хватало. Рабочие же измывались над моей неопытностью и наивностью с изощренной выдумкой и разнообразием. Но что было делать? От мелких уколов страдало мое самолюбие, но оно пострадало бы еще больше, если бы пришлось отказаться от этой работы. Стиснув зубы, я сносил все насмешки и старался обратить в шутку все каверзы, понимая, что или я постигну их опыт, или провалюсь.

Вот подходит ко мне маститый медник Кузин и с невинным видом спрашивает, показывая на кронштейн элерона:

- Эта деталь годится? Я ее верчу и так, и эдак, заглядываю в чертеж, промеряю размеры - как будто все правильно. Что сказать?

- А вы как думаете, Василий Иванович? У вас опыта больше.

- Да вот тут царапина есть, - невозмутимо говорит он.

- Ах ты, старый черт!,- думаю про себя,- так бы сразу и сказал, а вслух говорю:

- Зачистите шкуркой, тогда пойдет. Или слесарь кричит из-за верстака:

- Альма, Альма! (Это моя кличка, на собачий лад).

- Ну?

- Детали не подходят,- говорит он, показывая на лежащие на верстаке железки.

- Как так? - схватываю и тут же бросаю их,- они, оказывается, сильно нагреты.

- Ха-ха-ха!

Или еще. Приношу сварщику узел и шайбу.

- Нужно приварить.

- Держи. Прикладываю шайбу на место и держу. Голой рукой. Сварщик спокойно зажигает горелку и начинает разогревать металл, будто не замечая моих пальцев. Я держу пока хватает сил, потом, выпустив деталь из рук, дую на пальцы.

- Что, горячо? - участливо, давясь смехом, спрашивает он, вместо того, чтобы предложить лежащие тут же пассатижи.

Разговоры с Яковлевым проходили так:

- Вы о плазах позаботились?

- Нет еще.

- Чего же вы ждете? Закажите Панкратову (это был начальник столярного цеха) плазы для сварки боковин фюзеляжа, а также плазы для склейки лонжеронов крыла, нервюр и для сборки крыльев, отдельно для правого и для левого. Не успел я разобраться с плазами и дать на все необходимые эскизы, как слышу новый вопрос:

- Где же трубы? На следующей неделе явятся слесари, чем же они будут заниматься?

- На некоторые узлы из листовой стали мы с Барсуковым чертежи подготовили, а вот о трубах я еще не подумал. рис_адлер Евгений Адлер возле строящегося дублера АИР-6, 1933 г

Ссылки:
1. Яковлев Александр Сергеевич
2. АДЛЕР Е.Г.: В ОКБ ЯКОВЛЕВА ДО ВОЙНЫ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»